Недействующий

Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке осуществления надзора и контроля за состоянием промышленной безопасности на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах (утратил силу)

3. Организация обследований

20. Комплексные обследования на предприятиях I группы должны возглавляться начальником отдела химического надзора, заместителем руководителя территориального органа, руководителем территориального органа.

Комплексные обследования на объектах II и III групп могут возглавляться начальником отдела или главным государственным инспектором.

21. Целевые обследования должны предусматривать проверки состояния отдельных вопросов, определяющих уровень безопасности производств и объектов, и быть направлены на своевременное выявление и устранение характерных для предприятий опасностей и отрицательных тенденций, проявление которых может явиться причиной аварий и несчастных случаев, определение роли службы производственного контроля и других технических подразделений предприятия в обеспечении промышленной безопасности в соответствии с разработанными положениями о системе управления промышленной безопасностью и производственном контроле.

22. Территориальным органом планируются и организуются целевые обследования одного из вопросов в целом по предприятию, которые проводятся государственным инспектором или группой государственных инспекторов, с последующим представлением обобщенного материала руководству предприятия для принятия мер.

23. Отдел химического надзора обобщает результаты целевых обследований, проводимых одновременно на ряде предприятий, и организует их рассмотрение на специальном совещании территориального органа с участием руководителей, специалистов проверенных предприятий и других заинтересованных организаций, в необходимых случаях разрабатывает информацию с предложениями и рекомендациями.

24. Кроме комплексных и целевых обследований должен предусматриваться резерв времени инспектора для проведения оперативных обследований, которые проводятся с целью определения состояния отдельных конкретных факторов опасности и уровня производственного контроля на опасных производственных объектах предприятия на момент проверки.

25. Оперативные обследования не планируются, а время на их проведение устанавливается руководителем отдела химического надзора в пределах 1-3 дней в месяц.

26. Оперативные обследования проводятся с целью обеспечения непрерывности контроля и своевременного решения вопросов обеспечения технической безопасности и условий эксплуатации производств.

К таким вопросам относятся проверки соблюдения норм технологического режима на особо опасных стадиях процессов, обеспечения требований безопасности при проведении сливо-наливных операций, газоопасных, огневых, ремонтных и других опасных работ, оперативное выявление причин ухудшения показателей аварийности, травматизма и состояния технической безопасности в отдельных цехах и производствах, подготовленности производств к ремонту и пуску после ремонта или реконструкции, выполнения предписаний, требований информационных писем, мероприятий по актам расследования аварий и несчастных случаев и другие.

27. Выявленные в ходе оперативных обследований недостатки и их причины должны излагаться в соответствующих предписаниях и вручаться руководителю предприятия.

При необходимости по результатам анализа оперативных обследований заместитель руководителя территориального органа направляет на предприятие соответствующее письмо с предложением принять меры по устранению причин выявленных недостатков.

28. Виды обследований и их периодичность должны планироваться территориальным органом на основе систематического анализа всей имеющейся информации о состоянии промышленной безопасности на предприятии с учетом наличия и эффективности системы управления промышленной безопасностью.

29. Для обеспечения полноты проверок в отделах химического надзора необходима специализация инспекторского состава, так как в каждом случае инспектор (технолог, механик, электрик, специалист по контрольно-измерительным приборам и аппаратуре (КИПиА) выступает в роли эксперта по конкретным вопросам промышленной безопасности, требующим специальных знаний.

30. Перед началом комплексных (отдельных целевых) обследований целесообразно требовать от предприятия перечень отступлений от действующих нормативно-технических документов (НТД) по промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Данную информацию следует использовать при оценке эффективности производственного контроля путем сопоставления ее с результатами комплексного обследования.

31. Обследования проводятся группой государственных инспекторов-технологов с привлечением инспекторов-специалистов (механика, электрика, специалиста по КИПиА).

32. Целевые обследования на объектах I и II групп планируются и проводятся с учетом свойственных им основных факторов опасности.

33. Состояние промышленной безопасности на объектах III группы определяется по результатам предыдущих обследований, анализа аварийности и травматизма, информации о состоянии промышленной безопасности объекта, поступающей в территориальный орган, и на их основе принимается решение о проведении обследования объекта.

На предприятиях, входящих в III группу (при наличии 1-2 объектов с низким потенциалом взрывоопасности или небольшим объемом вредных веществ) обследования целесообразно проводить в период, предшествующий процедуре их лицензирования (1 раз в 5 лет). Для этого перед выдачей лицензии предприятие разрабатывает план мероприятий по повышению состояния промышленной безопасности объектов, который утверждается первым руководителем предприятия. В условия действия лицензии вносится требование о реализации указанного плана мероприятий в согласованные сроки.

На таких объектах специальные обследования не планируются, а надзор осуществляется путем проведения оперативных обследований (при необходимости). Задача инспектора - выборочный контроль за реализацией намеченных мероприятий в установленные сроки. По полученным результатам оценивается также работа инспектора.

34. При осуществлении надзорной деятельности необходимо предусматривать постоянное взаимодействие территориальных органов с Управлением, уполномоченным в области надзора за специальными и химически опасными производствами и объектами, подразделениями по надзору за проектированием опасных производственных объектов, изготовлением оборудования и применением технических устройств на них с целью комплексного решения вопросов промышленной безопасности на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации опасных производственных объектов.