Действующий

Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути

4.5. Провалы насыпей на торфяных
болотах (илистых отложениях)


Опознавательные признаки: провалы насыпей обычно протекают скоротечно (в течение нескольких часов), вначале в форме медленного неравномерного оседания, а затем внезапно образуются прорывы по основанию насыпи с выпорами на расстояниях 5-15 м от земляного полотна и быстрым опусканием частей тела насыпи в прорывы покровной толщи болота. На стадиях, предшествующих скоротечному провалу, образуются изолированные, вытянутые вдоль насыпи понижения поверхности болота, заполненные водой; на поверхности болота вдоль основания откоса и за понижениями (в сторону поля) заметны поднятия с продольными разрывами сплавины. Состояние пути на участках возможных провалов резко ухудшается; продольные канавы и торфоприемники деформируются с искажениями продольного профиля дна канав и смещением их откосов.

Причины: залегание в основании насыпей неразложившихся торфяных толщ, деформирующихся в основном с выдавливанием болотных отложений из-под насыпей; для низменных территорий с преобладанием озерных лагунных отложений, побережий пресных водоемов, характерно залегание неуплотненных илов с мощностью толщ 5-10 м, на которых находится относительно прочная корка 1,5-2,5 м; прорывы таких корок и разжижение илов может приводить к внезапным деформациям насыпей. Увеличение поездных нагрузок и вибраций от подвижного состава увеличивают вероятность провалов.

Неотложные меры: при проявлении неспокойного хода поездов, возникновении валов выпирания и местных понижений на поверхности болота своевременное устранение неисправности верхнего строения пути, усиленный надзор за его состоянием, а при интенсивном нарастании отступлений по уровню и в продольном профиле - ограничение скоростей движения поездов.

Эксплуатационные наблюдения: надзор за состоянием земляного полотна и его обустройствами на прилегающей территории; определение сомнительных мест, на которых часто возникают неисправности пути, наблюдается неспокойный ход поездов; организация инженерно-геологического обследования.