Действующий

Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути

2.11. Обвалы


     - обрушения раздробленных скальных пород с естественных склонов, откосов выемок или полувыемок

Опознавательные признаки: накопление масс скальных пород у основания откоса или у защитных валов, стен, траншей, иногда с загромождением верхнего строения пути. На скально-обвальных участках часто наблюдаются нависшие карнизы, малоустойчивые глыбы скальных пород, угрожающие падением; неблагоприятное по отношению к пути направление напластований (трещин, слоистости).

Причины: интенсивное выветривание скальных пород, приводящее к дроблению их трещинами, к возникновению ослабленных зон; необоснованное проведение массовых взрывов при строительстве земляного полотна; нарушение местной устойчивости массивов в результате развития осыпей, вывалов отдельных скальных останцев, неправильной организации профилактической зачистки откосов. В массивах сильно раздробленных пород, когда ослабевают связи между массивами, возможно нарушение общей устойчивости откоса или склона, приводящее к катастрофическому обрушению пород, загромождающему верхнее строение пути и всю выемку.

Неотложные меры: устранение завалов из обрушившихся пород, восстановление поврежденных конструкций земляного полотна, защитных и укрепительных сооружений, верхнего строения пути. Ограничение скоростей движения поездов, вплоть до пропуска их с проводником, впредь до получения заключения специалистов о надежности и безопасности откоса (склона). Профилактическое обрушение неустойчивых скальных пород массивов. Все работы на откосах или склонах по обеспечению устойчивости скально-обвальных участков должны производиться под надзором опытных специалистов с привлечением в необходимых случаях скалолазов.

Эксплуатационные наблюдения: регулярные осмотры состояния поверхности откосов (склонов), при необходимости с применением биноклей с целью выявления новых трещин, подвижек отдельных глыб и нависающих карнизов; контроль за состоянием противообвальных и защитных сооружений (подпорных и одевающих стен, анкерных и защитных устройств, заполненностью улавливающих траншей и др.); при выявлении начала подвижек и падения скальных обломков необходимо оценить степень опасности этих явлений и принять необходимые меры предупреждения аварийных ситуаций (вплоть до закрытия движения).