Действующий

Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути

2.2. Обрушение крутых откосов выемок в лессовых грунтах


Опознавательные признаки: появление и постепенное увеличение раскрытия продольных трещин на заоткосной площадке с образованием уступов; возникновение столбчатых отдельностей на поверхности откоса, ограниченных вертикальными трещинами, появление поверхностного соляного налета на поверхностях откосов у трещин в грунте и других неоднородностей; потемнение и выкрашивание лессовой породы вблизи основания откоса; падение на закюветные полки и в кюветы целых и раздробленных комьев грунта. Обрушение крупных (до 3-5 куб.м) массивов грунта.

Причины: дробление лессовой породы в откосах и прилегающих массивах вследствие попеременного увлажнения, высушивания, промерзания, оттаивания, сопровождающихся набуханием и усадкой грунта; отколы грунтовых отдельностей различной крупности с накоплением их у основания откоса, приводящим к ухудшению поверхностного стока и к увлажнению накопившегося грунта, и естественного массива в нижней части откоса; застои воды в кюветах и увлажнение подошвы откоса с выкрашиванием и ослаблением просадочного лессового грунта, образование ниши у подошвы откоса. Крупные блоки грунта, отделившиеся трещинами от массивов пород, потерявшие опору вследствие образования ниши и продолжающегося увлажнения и ослабления грунта, оседают, запрокидываются и постепенно дробятся, загромождая закюветные полки, кюветы, а иногда и верхнее строение пути.

Неотложные меры: устранение застоев воды в кюветах, на закюветных полках, на надоткосных площадках, уборка обрушившегося грунта с вывозом его за пределы выемки; зачистка откоса, поврежденного обрушением грунта, заделка трещин на заоткосной площадке, у канав, на откосах перемятым лессовым грунтом; искусственное обрушение массивов, угрожающих падением.

Эксплуатационные наблюдения: регулярные осмотры состояния поверхности откосов с выявлением развития трещин, визуальным определением сомнительных массивов, угрожающих обрушением, контроль за состоянием кюветов, нагорных канав, забанкетных канав и имеющихся банкетов; определение мест возможного поступления воды к бровкам откосов; при обрушениях откосов - определение возможности эксплуатации пути с установленными или ограниченными скоростями движения поездов.