Действующий

Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути

2.10. Вывалы


     Выпадение отдельных скальных обломков (глыб) из откосов выемок (полувыемок) или с поверхностей склонов при сравнительно устойчивых скальных массивах


Опознавательные признаки: наличие накопления щебенистых и каменных обломков у основания откоса выемки, обычно предшествующих падению крупных глыб до 0,5-1,0 куб.м; наличие на откосах нависающих карнизов из крепких пород, подстилаемых слабыми легковыветривающимися породами; появление новых раскрывающихся трещин, отделяющих глыбы от скального массива.

Причины: недостаточно тщательная зачистка (оборка) откосов выемок при строительстве земляного полотна; интенсивное выветривание слабых слоев скальных пород, вызывающее шелушение их и образование нависающих карнизов; нарушение стабильности отдельных глыб в результате проведения взрывных работ, возникновения землетрясений.

Неотложные меры: устранение загромождений верхнего строения пути, пазух улавливающих сооружений; обследование состояния откоса (склона) и при необходимости профилактическое обрушение неустойчивых глыб; впредь до преднамеренного обрушения неустойчивых массивов, принятие мер по закреплению их на месте с помощью сухой каменной кладки, забивных анкеров и др. Во всех случаях для проведения работ на откосах или крутых склонах необходимо привлекать подготовленных специалистов и принимать меры по обеспечению безопасности движения поездов.

Эксплуатационные наблюдения: регулярный осмотр скальных откосов (склонов) с фиксированием признаков неустойчивости массивов (карнизов, останцев и др.); в сомнительных случаях привлекать для обследования откосов специалистов-скалолазов; обследование с привлечением скалолазов обычно совмещают с работами по закреплению неустойчивых массивов или их профилактическому обрушению. В дистанции пути должны быть заведены паспорта формы ПУ-9 или специальные дела на сомнительные участки.