- отдельно расположенные под шпалами углубления в глинистых грунтах, слагающих основную площадку, заполненные балластными материалами. Углубления могут быть односторонними (под одной рельсовой нитью) и двухсторонними (под обеими нитями) и достигают глубины 5-30 см
Опознавательные признаки: просадки пути, толчки, перекосы, разжижение и выплески балласта, трещины на поверхности балластного слоя.
Причины: понижение несущей способности грунтов вследствие их переувлажнения, неудовлетворительное состояние балластной призмы земляного полотна и водоотводных устройств; наличие слабых или недостаточно уплотненных грунтов основной площадки, наличие пучин и весенних пучинных просадок.
Неотложные меры: осушение разжиженной зоны балластной призмы; устранение неисправностей верхнего строения пути (просадок, толчков, перекосов, сбития рихтовки); восстановление водоотведения по кюветам, лоткам, канавам, дренажам.
Эксплуатационные наблюдения: определение участка с балластными корытами; надзор за состоянием пути и периоды возникновения просадок, перекосов (весна, осень, при ливнях); определение надежности выполненных неотложных мер; регулярные замеры состояния пути по шаблону, уровню, наличию толчков при проходе поездов.