Недействующий

Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)" (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

Приложение N 1
к Концепции федеральной целевой программы
"Модернизация Единой системы организации
воздушного движения Российской Федерации
(2009 - 2015 годы)"


Методические рекомендации по определению и расчету показателя безопасности воздушного движения



1. Данные методические рекомендации разработаны с целью определения и расчета показателя безопасности воздушного движения как одного из основных целевых показателей реализации федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)" (далее - Программа).

2. Международная организация гражданской авиации рекомендует определять показатели безопасности воздушного движения как отношение показателей нежелательных событий за год (то есть количества катастроф, погибших пассажиров или других показателей) к показателям объемов авиационной деятельности за этот год (то есть к количеству выполненных за этот год полетов или посадок или самолето-километров или налету воздушных судов).

3. Общепринято, что для оценки безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании используется показатель риска катастроф воздушных судов, который определяется по формуле:


где:

- количество катастроф воздушных судов, связанных с недостатками при аэронавигационном обслуживании;

- налет воздушных судов, выполненный за рассматриваемый период (обычно за год);

- показатель риска катастроф воздушных судов.

Физически этот показатель отражает количество катастроф воздушных судов, приходящихся на  час налета воздушных судов в этот период времени.

4. В Российской Федерации катастрофы воздушных судов, связанные с недостатками при аэронавигационном обслуживании, не происходили с 1997 года, поэтому расчет этого показателя на период реализации Программы на основе имеющихся статистических данных представляется затруднительным.

5. Обычно авиационным катастрофам предшествуют авиационные инциденты. В основе инцидентов лежат те же причины, что и при авиационных катастрофах, однако, учитывая более частый характер инцидентов, можно утверждать, что их статистические характеристики содержат более полную и достоверную информацию о безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании.

     

6. Основываясь на информации об авиационных инцидентах, связанных с аэронавигационным обслуживанием, можно определить показатель безопасности воздушного движения как риск инцидентов  с воздушными судами по формуле:


где:

- риск инцидентов с воздушными судами при аэронавигационном обслуживании;

- количество инцидентов с воздушными судами, связанных с недостатками в аэронавигационном обслуживании;

- налет воздушных судов, выполненный за год.

7. С 1990 года зафиксировано 397 авиационных инцидентов с воздушными судами I - III классов, обусловленных недостатками служб в обеспечении полетов, в том числе 167  инцидентов, связанных с аэронавигационным обслуживанием.

8. Среднегодовое количество инцидентов, связанных с аэронавигационным обслуживанием, в 2000 - 2004 годах составляло 14,4 инцидента в год, а в 2005 году - 11 инцидентов в год.

9. Данные о годовом количестве инцидентов, связанных с аэронавигационным обслуживанием, и налете воздушных судов позволяют производить расчеты показателя безопасности воздушного движения - риска инцидентов, связанных с аэронавигационным обслуживанием за прошедший период времени (год).

10. С учетом прогноза роста объема авиаперевозок можно произвести расчеты налета воздушных судов и, соответственно, показателя безопасности воздушного движения на прогнозируемый период времени.