В качестве возможного решения проблемы модернизации Единой системы и создания и развития аэронавигационной системы России рассматриваются 2 варианта.
Отсутствие государственной поддержки, создание и развитие аэронавигационной системы России только на коммерческой основе является 1-м вариантом решения указанной проблемы.
Этот вариант предполагает, что финансирование Программы будет осуществляться за счет собственных средств предприятий, подведомственных Федеральной аэронавигационной службе.
При этом ежегодное финансирование будет составлять не более 3 млрд. рублей в год.
В то же время потребность в финансировании только мероприятий по модернизации системы организации воздушного движения составляет около 6-7 млрд. рублей в год, а с учетом мероприятий в области развития системы авиационно-космического поиска и спасания и метеообеспечения полетов - 10-12 млрд. рублей в год.
В связи с этим:
не будет выполнен ряд важных работ, запланированных Концепцией создания и развития аэронавигационной системы России и планом мероприятий по ее реализации, непосредственно связанных с переходом к 2015 году на использование в основном перспективной техники и технологии, соответствующих Концепции связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения и Глобальной эксплуатационной концепции организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации;
не будут выполнены в полном объеме работы по созданию укрупненных центров Единой системы (возможно создание только 5 из 13 таких центров);
модернизация средств и систем радиотехнического обеспечения полетов в аэродромных зонах будет в существенной степени отставать от модернизации аэродромной сети;
вследствие недостаточной пропускной способности аэронавигационной системы увеличится к концу 2015 года и в последующие годы количество задержек воздушных судов на земле и в воздухе, что приведет к ежегодным потерям пользователей воздушного пространства в размере около 1,5 млрд. рублей;
существенное отставание России от ведущих стран Европейского Союза, Соединенных Штатов Америки и Японии в темпах оснащения новой техникой и технологией для целей аэронавигации еще больше увеличится, что задержит процесс интеграции аэронавигационной системы России в европейскую и мировую аэронавигационные системы;
поток воздушных судов из Европы в Азию может сократиться вследствие более благоприятных условий полета по альтернативным маршрутам, не проходящим через территорию России, что приведет к снижению аэронавигационных сборов, взимаемых с иностранных авиакомпаний;
не будут выполнены мероприятия в области развития системы авиационно-космического поиска и спасания, а также улучшения состояния метеорологического обеспечения полетов.
Создание и развитие аэронавигационной системы России с учетом государственной поддержки является 2-м вариантом решения указанной проблемы.
Этот вариант предполагает, что финансирование Программы будет осуществляться за счет собственных средств предприятий, подведомственных Федеральной аэронавигационной службе, и средств федерального бюджета в необходимом объеме. При этом ежегодное финансирование мероприятий по реализации Программы будет составлять от 9,9 млрд. рублей до 12 млрд. рублей. Представленный вариант соответствует положениям Концепции создания и развития аэронавигационной системы России, а также плану мероприятий по ее реализации и является наиболее предпочтительным. При этом будут достигнуты все цели реализации Программы и значения ее целевых показателей.
При оснащении в заданные сроки парка воздушных судов современным бортовым оборудованием будут обеспечены к 2015 году целевые требования по безопасности воздушного движения и пропускной способности воздушного пространства, которые будут соответствовать необходимому уровню. При этом также будут реализованы все запланированные проекты как в области модернизации системы организации воздушного движения, так и в области авиационно-космического поиска и спасания и метеообеспечения полетов.
Сравнительный анализ рассмотренных вариантов решения проблемы показывает, что, с точки зрения создания и развития аэронавигационной системы России, 1-й вариант является высокорискованным, так как не обеспечивается государственной финансовой поддержкой. При этом варианте возможна только частичная (менее 40 процентов) реализация мероприятий Концепции создания и развития аэронавигационной системы России. При 2-м варианте решения проблемы уровень риска является низким. Этот вариант обеспечивает достижение поставленных целей и собственно решение проблемы, поэтому является предпочтительным.