1. Настоящее Положение определяет порядок планирования расхода топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) на тягу поездов, регламент разработки, утверждения и корректировки норм удельного их расхода в ОАО "РЖД" на всех уровнях.
2. В настоящем Положении применяются следующие термины и определения:
а) удельный расход ТЭР на тягу поездов (далее - удельный расход ТЭР) - расход ТЭР на выполнение локомотивами или мотор-вагонным подвижным составом (далее - МВПС) единицы перевозочной работы.
Удельный расход ТЭР является основным показателем энергетической эффективности перевозочного процесса на железнодорожном транспорте;
б) плановая норма удельного расхода ТЭР на тягу поездов (далее - норма удельного расхода ТЭР) - расчетное значение расхода ТЭР для выполнения локомотивами или МВПС (далее - ТПС) единицы планового объема перевозочной работы с учетом заданий по показателям использования подвижного состава, а также соблюдения требований по техническому содержанию локомотивов и МВПС;
в) плановая техническая норма удельного расхода ТЭР на тягу поездов (далее - техническая норма удельного расхода ТЭР) - расчетное значение расхода ТЭР для выполнения ТПС единицы перевозочной работы на заданном участке работы;
г) пооперационная норма удельного расхода ТЭР на тягу поездов (далее - пооперационная норма удельного расхода ТЭР) - расчетное значение расхода ТЭР для выполнения ТПС отдельной технологической операции, отнесенное к определенному ее показателю;
д) небаланс электропотребления на тягу поездов или "условные потери" электрической энергии (далее - небаланс электропотребления) - разница между объемом расхода электрической энергии, относимым на тяговые нужды, по показаниям счетчиков тяговых подстанций и объемом расхода электроэнергии по показаниям счетчиков электроподвижного состава за отчетный период.
Небаланс электропотребления определяют в границах участков работы локомотивных бригад, отделений железных дорог и железных дорог;
е) план расхода ТЭР на тягу поездов - расчетное значение расхода ТЭР для выполнения планируемого объема перевозочной работы при заданной норме удельного расхода ТЭР;
ж) условное топливо - принятый при технико-экономических расчетах показатель, служащий для сопоставления тепловой ценности различных видов органического топлива. Теплота сгорания 1 кг условного топлива 29,3 МДж (7000 ккал).
3. В зависимости от назначения нормы удельного расхода ТЭР подразделяют:
1) по уровню нормирования - для локомотивных бригад, локомотивных депо, отделений железных дорог и железных дорог;
2) по видам тяги - для электрической и тепловозной (включая тепловозы, дизель-поезда, автомотрисы и рельсовые автобусы);
3) по видам движения и роду выполняемой работы - в грузовом, пассажирском (раздельно для дальних и пригородных перевозок) и хозяйственном видах движения, на маневровую и прочую работу;
4) по участкам работы - для поездной работы в грузовом и пассажирском видах движения, для участков работы в хозяйственном движении, для станций обслуживания и других участков на маневровой и прочей работе;
5) по периодам нормирования - на год, квартал и месяц.
4. Технические нормы удельного расхода ТЭР устанавливают:
- на работу локомотивов при следовании во главе поезда, двойной тягой, при подталкивании и по системе многих единиц;
- на работу МВПС;
- на маневровую работу локомотивов, производимую в парках и на горочных путях сортировочных станций, на промежуточных станциях, на подъездных или тракционных путях депо;
- для одиночно следующих локомотивов, в т. ч. при возвращении толкачей.
5. Пооперационные нормы удельного расхода ТЭР устанавливают на отдельные технологические операции, в т. ч. на простой в депо или на станционных путях в ожидании работы, нагон пассажирских поездов при отклонениях от графика, отопление пассажирских вагонов, прогрев вагонов электропоездов, восстановление кинетической энергии поезда, потерянной в процессе торможения от действия предупреждений об ограничении скорости, неграфиковых остановок и остановок у запрещающего сигнала и на другие операции.
6. Нормирование расхода ТЭР на тягу поездов осуществляют в границах участков работы локомотивных бригад.