Решение проблемы с учетом особенностей развития экономики и социальной сферы Чеченской Республики будет осуществляться путем обоснованного выбора программных мероприятий по всем направлениям реализации Программы с учетом привлечения для ее реализации реальных объемов финансовых средств.
В этой связи предлагается 3 варианта решения проблемы.
Объемы финансирования Программы за счет всех источников финансирования составят 55900 млн. рублей при использовании первого варианта решения проблемы, 76320 млн. рублей - второго варианта и 121670 млн. рублей - третьего варианта (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета - соответственно 42100 млн. рублей, 64660 млн. рублей и 110784 млн. рублей.
Объем финансирования при использовании первого варианта решения проблемы является минимально необходимым. В случае выбора этого варианта прогнозируется, что к 2011 году рост валового регионального продукта по сравнению с 2005 годом составит 161 процент.
При таком варианте основные негативные тенденции социально-экономического развития сохранятся. Период их преодоления будет отодвинут на неопределенное время, что углубит кризисные явления, усилит социальную напряженность и не позволит решить проблемы занятости.
Среди отраслей хозяйственного комплекса Чеченской Республики ведущая роль сохранится за нефтедобывающей промышленностью, потенциал роста ее производства к 2011 году оценивается примерно в 1,3 - 1,4 раза по отношению к уровню производства 2005 года. На этом фоне может несколько возрасти суммарный объем производства других отраслей промышленности с увеличением их доли в структуре всего промышленного производства до 12-15 процентов. Общий объем промышленного производства в течение 2008-2011 годов может возрасти в 1,3 - 1,4 раза.
Возможности для роста имеет агропромышленный комплекс. В его составе резервами наращивания производства обладает сельское хозяйство, ориентированное на внутренний рынок. С учетом сложившихся тенденций за рассматриваемый период увеличение производства сельскохозяйственной продукции может возрасти в 1,3 - 1,5 раза.
В целом удельный вес промышленности в структуре валового регионального продукта сохранится на уровне 18-20 процентов.
При реализации рассматриваемого варианта решения проблемы в среднесрочной перспективе может быть создано не более 25-40 тыс. новых рабочих мест.
Ключевое значение для развития экономики Чеченской Республики имеет рост производства в отраслях строительного комплекса. Учитывая необходимость восстановления жилого фонда, инженерных сетей и объектов региональной инфраструктуры, объем строительного производства может возрасти не менее чем в 1,4 - 1,5 раза по отношению к уровню 2005 года.
Несмотря на прогнозируемый опережающий рост строительной индустрии, его удельный вес в структуре валового регионального продукта почти не изменится, но в то же время уменьшится удельный вес сельского хозяйства, составив к концу периода около 15 процентов.
Второй вариант решения проблемы является социально ориентированным и обеспечивает достижение средних показателей социально-экономического развития по Южному федеральному округу. При использовании такого варианта ожидаемый рост валового регионального продукта к 2011 году по сравнению с 2005 годом составит 202,9 процента.
Рассматриваемый вариант решения проблемы предполагает увеличение загрузки производственных мощностей строительной сферы. Намечено опережающее развитие пищевой промышленности на собственной сырьевой базе.
К концу 2011 года будет создано до 60 тыс. новых рабочих мест, численность населения, занятого в отраслях экономики, достигнет 220-230 тыс. человек. Произойдут значительные изменения в сфере услуг, а также в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовании, здравоохранении и на транспорте.
Третий вариант решения проблемы является социально прогрессивным и обеспечивает превышение средних показателей социально-экономического развития по Южному федеральному округу. Ожидаемые темпы роста валового регионального продукта к 2011 году по сравнению с 2005 годом составят 267 процентов.
Объем промышленного производства увеличится в 1,6 раза.
В случае выбора рассматриваемого варианта решения проблемы предполагается значительное увеличение масштабов восстановления объектов жилищно-коммунальной сферы, дорожного хозяйства, агропромышленного комплекса, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, здравоохранения, образования, строительной индустрии.
Реализация такого варианта обеспечит в основном завершение восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики.
В результате реализации Программы будет создано около 95 тыс. новых рабочих мест.
Использование первого варианта решения проблемы создаст только некоторые предпосылки к улучшению ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также к началу функционирования сферы услуг.
Ожидаемые риски при реализации этого варианта связаны с сохранением большой доли теневой экономики в ведущих отраслях экономики Чеченской Республики, а также с возможным сохранением значительной доли безработицы и низких темпов экономического развития.
Не будет решена проблема занятости в сфере образования и здравоохранения, где требуется создание не менее 78,6 тыс. рабочих мест.
Риски могут возрасти и из-за восстановления в основном объектов в обрабатывающих отраслях, где занято всего 14,65 тыс. человек, что не позволит кардинально решить проблему безработицы.
Риски в миграционной политике связаны с сохранением отрицательного миграционного прироста (в 2004 году - 2201 человек, в 2005 году - 1356 человек, в 2006 году - 972 человека).
Использование второго варианта решения проблемы позволит существенно улучшить социально-экономическое положение Чеченской Республики. Однако этот вариант не обеспечит завершения восстановления экономики и социальной сферы и создания необходимых условий для перехода к финансированию Чеченской Республики за счет средств федерального бюджета с 2012 года на общих основаниях.
Риск заключается в сохранении диспропорций развития промышленного производства и социальной сферы. Восстановление жилья и жилищно-коммунального хозяйства не будет обеспечено соответствующим развитием объектов производственной и социальной инфраструктуры.
Преимущества третьего варианта решения проблемы обеспечат превышение темпов роста валового регионального продукта по сравнению со среднероссийским уровнем и создадут предпосылки для вывода бюджета Чеченской Республики на финансовую самостоятельность. Выделяемые на реализацию Программы средства позволят стабилизировать экономическую ситуацию в Чеченской Республике. Основное направление этого варианта - комплексное восстановление и развитие отраслей материального производства и непроизводственной сферы, содействующих решению проблемы занятости.
Риски при этом варианте связаны с резким увеличением объемов строительно-восстановительных работ, требующим значительного роста мощностей строительных организаций в Чеченской Республике, необходимостью в сжатые сроки обеспечить разработку проектной документации для объектов, включенных в Программу.
Таким образом, наиболее предпочтительным является третий вариант решения проблемы, предусматривающий выделение средств федерального бюджета в размере 110784 млн. рублей.