Действующий

Об утверждении Программы обеспечения безопасности воздушного движения в Российской Федерации (не нуждается в госрегистрации)

VI. Мероприятия программы по обеспечению
безопасности воздушного движения


Мероприятия по внедрению новой техники и технологий, новых видов обслуживания и процедур использования воздушного пространства, без которых невозможно достижение приемлемого уровня безопасности воздушного движения, предусмотрены в Плане мероприятий по реализации Концепции.

Настоящая Программа включает в себя дополнительные мероприятия, непосредственно направленные на обеспечение приемлемых и заданных уровней безопасности воздушного движения.

Мероприятия и сроки их выполнения координируются Росаэронавигацией и выполняются совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в соответствии с федеральной целевой программой "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2008-2015 годы)".

    6.1 Научно-исследовательские мероприятия

Научно-исследовательские мероприятия направлены на разработку методических основ, связанных с внедрением Программы на всех этапах жизненного цикла АНС. В рамках данного направления предусмотрено выполнение следующих научно-исследовательских работ:

6.1.1 Создание автоматизированной системы сбора, учета, обобщения и анализа информации об авиационных событиях и нарушениях правил использования воздушного пространства.

6.1.2 Разработка структуры взаимосвязанных показателей безопасности воздушного движения для различных этапов полета ВС и организационных структур АНС и определение их целевых значений на период до 2015 года с учетом выполнения российских приемлемых и заданных уровней безопасности воздушного движения.

6.1.3 Разработка и внедрение методов количественной и экспертной оценки риска катастроф ВС, мониторинга уровня безопасности воздушного движения на основе статистических данных об инцидентах и других факторах риска, связанных с функционированием АНС.

6.1.4 Разработка средств и методов для сбора статистических данных от бортовых и наземных систем предупреждения столкновений ВС в воздухе, с земной/водной поверхностью.

6.1.5 Разработка и внедрение методов оценки риска катастроф ВС в условиях нормального функционирования АНС по отклонениям фактических ее параметров от заданных требований к безопасности воздушного движения с использованием методов математического, имитационного и полунатурного моделирования.

6.1.6 Проведение исследований по оценке места и роли авиационного персонала в перспективной АНС, построенной на базе систем СNS/АТМ, определение направлений работ по снижению влияния "человеческого фактора" на безопасность воздушного движения.

6.1.7 Совершенствование методов оценки уровня безопасности воздушного движения при проведении работ по созданию, модернизации АНС и ее компонентов, а также при продлении ресурса и сертификации систем.

6.1.8 Проведение исследований по определению угроз информационной безопасности объектов АНС на основе методологии национального стандарта ИСО/МЭК-2002 и разработка мероприятий по их устранению.

6.1.9 Проведение исследований по разработке перспективных автоматизированных методов прогнозирования воздушной обстановки, обнаружения и разрешения конфликтных ситуаций ВС на маршруте, в районе аэродрома и при движении ВС по аэродрому.

6.1.10 Разработка методов оценки безопасности воздушного движения при обосновании возможности сокращения минимумов эшелонирования при процедурном и радиолокационном контроле.

6.1.11 Разработка математических моделей и обоснование минимальных требований к характеристикам связи, навигации и наблюдения, при которых существующие минимумы эшелонирования удовлетворяют российским целевым уровням безопасности (ТLS).

6.1.12 Анализ опыта внедрения Программ обеспечения безопасности полетов при ОрВД и соответствующих систем управления безопасностью полетов у поставщиков обслуживания в Евроконтроле и в ведущих авиационных государствах с целью внедрения передовой практики в части обеспечения безопасности воздушного движения в Российской Федерации.

6.1.13 Обоснование комплексной математической модели оценки пропускной способности системы ОрВД, учитывающей уровни технических характеристик связи, навигации, наблюдения, автоматизации, допустимую нагрузку диспетчера и целевой уровень безопасности воздушного движения.

6.1.14 Разработка среднесрочного прогноза интенсивности воздушного движения в районах управления воздушного движения (УВД), районах аэродромов и на аэродромах гражданской авиации, оценку соответствия пропускной способности районов и аэродромов перспективным потокам ВС, разработку первоочередных мероприятий по устранению перегрузок и обеспечению требуемой пропускной способности органов УВД.

6.1.15 Создание и развертывание централизованной системы мониторинга за движением воздушных судов в стране с Центром ситуационного управления и банком данных по безопасности в авиатранспортной системе.

6.1.16 Проведение работ по созданию на базе ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" второй очереди программного комплекса имитационного моделирования системы ОрВД, обеспечивающего оценку показателей безопасности воздушного движения.

6.1.17 Проведение комплекса работ по внедрению на ВС, совершающих полеты в воздушном пространстве России, бортовых систем предупреждения столкновений воздушных судов, соответствующих Стандартам ИКАО.

6.1.18 Проведение комплекса работ по внедрению на ВС, совершающих полеты в воздушном пространстве России, бортовых систем предупреждения столкновений воздушных судов с земной/водной поверхностью.

6.1.19 Проведение мероприятий по внедрению системы качества и сертификации процессов создания, обработки и передачи аэронавигационной информации.

6.1.20 Проведение исследований по разработке интегрированной системы обеспечения безопасности воздушного движения (с функциями ТСАS, ТАМS, АМDАR, вихревой безопасности полетов) на основе технологий СNS/АТМ ИКАО.

6.2 Организационно-технические мероприятия

Организационно-технические мероприятия призваны обеспечить внедрение методов управления безопасностью воздушного движения и создание условий, при которых обеспечиваются целевые уровни безопасности воздушного движения.

Организационно-технические мероприятия призваны также обеспечить постоянный, всеобъемлющий и объективный контроль результатов осуществления функций Росаэронавигации по обеспечению безопасности воздушного движения и для реализации мероприятий по устранению недостатков, выявленных в процессе мониторинга безопасности воздушного движения.