Действующий

Об утверждении Программы обеспечения безопасности воздушного движения в Российской Федерации (не нуждается в госрегистрации)

II. Назначение программы, показатели
и критерии безопасности воздушного движения

2.1. Назначение настоящей Программы обеспечения безопасности воздушного движения в Российской Федерации (далее - Программа) состоит в управлении процессом создания и совершенствования Аэронавигационной системы России (далее - АНС) с целью устранения или смягчения факторов риска и достижения установленного государством приемлемого уровня безопасности воздушного движения. АНС России будет включать в себя наземные, бортовые и спутниковые средства и системы связи, навигации, наблюдения, автоматизации деятельности по организации воздушного движения, авиационно-космического поиска и спасания, аэронавигационной информации, метеорологического обеспечения и других служб обеспечения полетов, а также персонал, осуществляющий свою деятельность в соответствии с установленными правилами и процедурами.

Эта деятельность должна осуществляться на всех этапах жизненного цикла АНС: от разработки и проектирования ее компонентов до их сертификации, внедрения, эксплуатации и модернизации.

2.2. Программа должна быть применима ко всем входящим в АНС организационным структурам, а также в организациях, поддерживающих их деятельность по аэронавигационному обслуживанию.

2.3. Программа базируется на иерархической структуре показателей и критериев безопасности, начиная от федерального уровня управления АНС и кончая службами, непосредственно осуществляющими аэронавигационное обслуживание пользователей в воздушном пространстве и на аэродромах.

2.4. В качестве показателей безопасности воздушного движения используется суммарный риск катастроф, прямо или косвенно связанных с функционированием АНС на всех этапах полета ВС ("от перрона до перрона"), а в качестве критерия безопасности воздушного движения - заданные уровни безопасности воздушного движения.

2.5. Поставщики аэронавигационного обслуживания в качестве показателей безопасности воздушного движения используют: риск авиационных событий; среднегодовое количество авиационных событий; среднегодовое количество нарушений правил использования воздушного пространства (далее - ИВП), обусловленные факторами служб АНС; количество отказов средств радиотехнического обеспечения полетов и связи (далее - РТОП); количество недостатков при обеспечении полетов (метеорологическое, электросветотехническое, аэродромное обеспечение).

В качестве критерия безопасности воздушного движения поставщики аэронавигационного обслуживания используют целевые значения безопасности (TLS) для различных этапов обслуживания пользователей в воздушном пространстве и на аэродромах, установленные исходя из государственных требований к заданному уровню безопасности воздушного движения, разработка которых предусмотрена пунктом 7.1.2 настоящей Программы.

В процессе реализации Программы могут быть введены дополнительные показатели и критерии безопасности воздушного движения для поставщиков обслуживания, основанные на учете отклонений от требований ИКАО и от требований по обеспечению безопасности воздушного движения, произошедших из-за недостатков функционирования различных служб АНС.

2.6. Целевые уровни безопасности воздушного движения являются основой для планирования и реализации мероприятий, связанных с разработкой и проектированием АНС и ее компонентов, позволяющих обеспечить выполнение государственных требований к безопасности воздушного движения на территории России.

2.7. Оценка наблюдаемого уровня безопасности воздушного движения должна осуществляться на основе данных:

- о количестве катастроф ВС, прямо или косвенно связанных с функционированием АНС, и суммарном налете ВС на заданном интервале эксплуатации системы, позволяющих непосредственно определить относительные показатели уровня безопасности воздушного движения;

- о количестве других авиационных событий, нарушений правил ИВП и других источников опасности, связанных с функционированием АНС, позволяющим выполнять как расчетную, так и экспертную оценку уровня безопасности воздушного движения;

- об отклонениях фактических характеристик АНС и ее компонентов от заданных требований, позволяющих получить расчетную оценку фактического уровня безопасности воздушного движения на основе специальных методов моделирования рисков катастроф.

Методы экспертной оценки и расчетные методы определения уровня безопасности воздушного движения согласовываются Росаэронавигацией.

2.8. При несоответствии наблюдаемых уровней безопасности воздушного движения заданным требованиям инициируется принятие мер по устранению недостатков в работе служб АНС, выявлению скрытых факторов риска и их устранению или смягчению. Указанные меры основываются на комплексе научно-исследовательских и организационно-технических мероприятий.

2.9 Практическая реализация положений Программы возлагается на поставщиков аэронавигационных услуг и персонально на их руководителей. Поставщики аэронавигационных услуг разрабатывают и реализуют в своей структуре политику в области безопасности воздушного движения, стратегию управления безопасностью воздушного движения, план разработки и внедрения системы управления безопасностью воздушного движения, Руководство по управлению безопасностью воздушного движения.

2.10. Авиационный персонал, в том числе авиационные диспетчеры и специалисты по обслуживанию технических средств АНС, вносит основной вклад в процесс обеспечения безопасности воздушного движения. Они активно участвуют в обеспечении безопасности воздушного движения посредством качественного выполнения функциональных обязанностей, выявления факторов риска и использования системы добровольных сообщений о состоянии безопасности воздушного движения для их последующего анализа и принятия соответствующих мер по их устранению или смягчению.

2.11. Координация исследований и разработок по обеспечению и управлению безопасностью воздушного движения в рамках данной Программы осуществляется, в соответствии с действующим законодательством, специализированной научной организацией отрасли.

2.12. Выполнение работ, касающихся безопасности воздушного движения в метеорологическом отношении, Росаэронавигация осуществляет во взаимодействии с организациями Росгидромета.