4.1. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на море органы управления и силы функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.
4.2. Решением руководителя Росморречфлота для органов управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.3. Решением руководителя Росморречфлота о введении для органов управления и сил функциональной подсистемы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по ликвидации аварийных ситуаций на море;
перечень мер по ликвидации аварийных ситуаций;
должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций, или руководитель поисково-спасательной операции.
4.4. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководитель Росморречфлота отменяет установленные режимы функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы.
4.5. При поступлении в функциональную подсистему первых сведений о фактической или потенциальной аварийной ситуации собранная информация и начальные действия имеют решающее значение для успешного проведения поисково-спасательной операции (Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию на море, том II, глава 3, ст.3.1.1, ИМО/ИКАО, Лондон/Монреаль, 1988).
4.6. Руководитель Росморречфлота при принятии решения о введении для органов управления и сил функциональной подсистемы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации рассматривает вопрос об отнесении сложившейся фактической или потенциальной аварийной ситуации к стадии неопределенности, стадии тревоги или стадии бедствия.
Стадия неопределенности вводится в случае возникновения ситуации, при которой существует неопределенность относительно безопасности человека, судна или иного средства.
Стадия тревоги вводится в случае возникновения ситуации, при которой существует опасение за безопасность человека, судна или иного средства.
Стадия бедствия вводится в случае возникновения ситуации, при которой существует обоснованная уверенность, что человек, судно или иное средство подвергаются серьезной и непосредственной опасности и нуждаются в немедленной помощи.
4.7. Основаниями для введения аварийных стадий являются:
для стадии неопределенности - поступление сообщения, что человек без вести пропал, судно или другое средство не прибыло вовремя, или когда человек, судно или другое средство не передали очередной сводки о своем местоположении или диспетчерского сообщения, касающегося безопасности мореплавания;
для стадии тревоги - когда после стадии неопределенности попытки установить связь с человеком, судном или другим средством не дали результатов, а запросы, адресованные другим источникам, были безуспешны или когда была получена информация о том, что эксплуатационная надежность судна или иного средства нарушена, но не в такой степени, что вероятна ситуация бедствия;
для стадии бедствия - когда получена достоверная информация о том, что человеку, судну или иному средству грозит опасность и они нуждаются в немедленной помощи, или когда после стадии тревоги дальнейшие попытки установить связь с человеком, судном или иным средством безуспешны, а безуспешные запросы большого количества источников указывают на вероятность существования ситуации бедствия, или когда полученная информация указывает на то, что эксплуатационная надежность судна или иного средства нарушена до такой степени, что вероятна ситуация бедствия.
4.8. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения стадии тревоги или стадии бедствия, руководитель Росморречфлота отменяет установленные режимы функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы.
4.9. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной подсистемы, являются:
4.9.1. В режиме повседневной деятельности:
изучение состояния морского судоходства и прогнозирование аварийных ситуаций на море;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области мореплавания;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций на море;
планирование действий органов управления, сил и средств функциональной подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности.
4.9.2. В режиме повышенной готовности (стадии неопределенности или стадии тревоги):
усиление контроля за состоянием мореплавания, прогнозирование возникновения аварийных ситуаций на море и их последствий;