Формирование государственного заказа на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих может осуществляться как на уровне органа управления образованием, так и конкретного образовательного учреждения путем реализации следующих этапов работы:
- оценка рынка труда;
- оценка демографической ситуации в регионе с целью выявления возможных потребителей профессиональных образовательных услуг, включая подростков, молодежь, взрослое население, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, мигрантов, беженцев и другие категории населения;
- оценка потенциальных возможностей учреждений профессионального образования по оказанию профессиональных образовательных услуг.
Оценка рынка труда, включающая его анализ и прогноз, является основой для определения объемов и профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов и предполагает оценку экономической ситуации региона; оценку состояния занятости населения и дефицита рабочей силы; отбор предприятий, функционирующих на территории конкретного региона, для изучения их кадровой политики.
Оценка рынка труда проводится органами управления образованием при содействии органов по труду и занятости населения, органов статистики, миграционных служб, объединений работодателей, профсоюзов и других заинтересованных ведомств.
Кроме того, при оценке рынка труда необходимо использовать различные источники информации, в том числе информацию, которую можно получить силами педагогических и ученических коллективов учреждений или специально подготовленными лицами на основе опросов предприятий, используя простейшие социологические приемы и методы анкетирования, интервьюирования.
Содержание интервью, как правило, включает сведения о респонденте; сведения о предприятии, которое он представляет; вопросы, относящиеся к кадровой политике, развитию квалификации персонала; оценки профессионального уровня выпускников образовательных учреждений; вопросы о путях возможного взаимовыгодного сотрудничества.
При этом собирать информацию целесообразно у крупных и средних предприятий, которые оказывают влияние на ситуацию на рынке труда региона или могут быть экономикообразующими или градообразующими в малых и средних городах или сельской местности. Рекомендуется также опираться на программы социально-экономического развития региона, содействия занятости населения и др.
Сбор, систематизацию и анализ информации рекомендуется осуществлять по следующим основным показателям:
- занятость населения в целом по региону, по отраслям экономики;
- предложение рабочей силы, включая не имеющих работы; впервые вступающих в трудовую жизнь; возобновляющих трудовую деятельность после перерыва;
- спрос на рабочую силу, определяющийся на основе данных о количестве дополнительных рабочих мест, предполагаемых к вводу; о количестве вакантных мест, возникших по причинам текучести кадров, естественной убыли и др.;
- численность граждан трудоспособного возраста, прибывающих из других регионов.
В итоге определяется соотношение спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе, включающего качественный состав рабочей силы, оказавшейся на рынке труда; объемы и структуру подготовки новой рабочей силы, а также переподготовки незанятого населения.
При оценке демографической ситуации в регионе предполагается наличие информации о качественном и количественном составе различных категорий населения, планирующих получить образовательные услуги в учреждениях профессионального образования.
К их числу относятся выпускники общеобразовательных учреждений; безработные граждане, стоящие на учете в органах по труду и занятости населения, включая молодежь и взрослое население; лица, нуждающиеся в социальной защите средствами профессионального образования или профессиональной подготовки - инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, мигранты, беженцы и т.д.
Анализирование выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ рекомендуется рассматривать на основе разработанного баланса их распределения по каналам дальнейшей учебы и занятости.
Необходимую информацию можно получить в органах управления образованием, по труду и занятости населения, социальной защиты, а также в процессе использования различных социологических методов (анкетирование, беседы, встречи на ярмарках вакансий, анализ карточек персонального учета гражданина, ищущего работу, и т.п.).
С целью выявления мотивации молодежи на получение профессионального образования целесообразно привлекать специалистов центров профориентации и психологической поддержки, которым отводится ведущая роль в формировании у населения готовности к обоснованному выбору рабочей профессии или специальности.
Оценка возможностей учреждений профессионального образования по оказанию профессиональных образовательных услуг осуществляется как на муниципальном, так и на региональном уровне.
На муниципальном уровне оцениваются возможности конкретного образовательного учреждения в части наличия свободных ученических мест, материально-технической базы (помещения, оборудование), кадрового потенциала, нормативно-правовой основы и т.д. для подготовки кадров определенной профессионально-квалификационной структуры.
На региональном уровне - аналогичным образом через инвентаризацию функционирующих образовательных учреждений определяются возможности региональной системы профессионального образования в оказании населению образовательных услуг.
Для выявления и оценки возможностей образовательных учреждений по предоставлению образовательных услуг различным категориям населения может использоваться сводная информация органов управления образованием о:
- профессиях и специальностях, которыми можно овладеть в учреждениях профессионального образования;
- профессиях и специальностях, которые пользуются повышенным спросом у населения;
- видах дополнительных образовательных услуг, которые могут предоставить образовательные учреждения и которые пользуются спросом у населения;
- видах образовательных услуг, которые могут оказать образовательные учреждения, исходя из ресурсного и кадрового потенциала.
Таким образом, в результате сравнительного анализа всей совокупности полученных данных уточняется прогноз на подготовку трудовых ресурсов в учреждениях профессионального образования.