Для определения того, находится ли конкретная территория под юрисдикцией РФ, представляется необходимым, прежде всего, правильное применение положений международных договоров и соглашений РФ для целей установления обязанности уплаты налога на добычу полезных ископаемых на соответствующих территориях.
Так, например, в арбитражной практике возникают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами по вопросу о том, является ли налогоплательщик, имеющий обособленные подразделения на территории архипелага Шпицберген (Норвегия), осуществляющие добычу полезных ископаемых, плательщиком налога на добычу полезных ископаемых по законодательству РФ в отношении добытых им на архипелаге Шпицберген (Норвегия).
Пример.
Суть дела.
Федеральное государственное унитарное предприятие (Трест) направило в налоговый орган декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за октябрь 2003 года, в которой не исчислило суммы налога, подлежащие уплате за добычу угля обособленным подразделением налогоплательщика, расположенным на острове Шпицберген. По результатам камеральной проверки налоговой декларации налоговый орган принял решение, согласно которому Трест привлечен к ответственности по статье 126 НК РФ за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (сведений, необходимых для определения налоговой базы), в виде штрафа и по статье 122 НК РФ за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых (с учетом положений пункта 2 статьи 112 и пункта 2 статьи 114 НК РФ) в виде взыскания штрафа. Кроме того, налогоплательщику начислены соответствующие суммы налога на добычу полезных ископаемых и пеней.
Не согласившись с данным решением, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения налогового органа недействительным.
Позиция суда.
В соответствии со статьей 335 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве плательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.
В пункте 10 Методических рекомендаций по применению главы 26 НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-21/170 (Далее - Приказ N БГ-3-21/170), налоговым органам разъяснено, что к территориям, арендуемым Российской Федерацией у иностранных государств или используемым ею на основании международного договора, относится, в частности, архипелаг Шпицберген (Норвегия).
Взимание налогов и платежей, уплачиваемых при пользовании недрами, в 2003 году производилось на основании Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ, которым введена в действие глава 26 НК РФ, и Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (Далее - Закон N 2395-1), согласно которому вносятся регулярные платежи за предоставление пользователям недр исключительных прав на разведку полезных ископаемых, поиск и оценку соответствующих месторождений.
В статье 11 Закона N 2395-1 указано, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.