Действующий

Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (с изменениями на 1 марта 2024 года)

Участие войск гарнизона в обеспечении режима чрезвычайного положения

332. Войска гарнизона в исключительных случаях на основании указа Президента Российской Федерации могут привлекаться к обеспечению режима чрезвычайного положения для выполнения следующих задач:

а) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;

б) охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей природной среды;

в) разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;

г) участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;

д) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

333. Привлечение воинских частей гарнизона к решению задач по обеспечению режима чрезвычайного положения осуществляется приказом командующего войсками военного округа (распоряжением начальника гарнизона) на основании указа Президента Российской Федерации.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 803; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2024 года Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2024 года N 141. - См. предыдущую редакцию)

334. Командирам воинских частей, выделенных для обеспечения режима чрезвычайного положения, начальник гарнизона (командир соединения) в части, их касающейся, доводит: обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, и границы территории, на которой оно вводится; силы и средства, обеспечивающие его режим; перечень чрезвычайных мер и пределы их действий; государственные органы (органы военного управления, должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения; время вступления в силу указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, а также срок его действия.

При постановке задач воинским частям начальник гарнизона (командир соединения) указывает:

задачи из числа указанных в статье 332 настоящего Устава, для выполнения которых привлекается каждая воинская часть;

командира (начальника), коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение, или полномочного представителя объединенного оперативного штаба (временного специального органа управления либо федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение), чьи распоряжения (указания) по обеспечению режима чрезвычайного положения обязательны для воинских частей;

привлекаемые силы и средства;

с какими воинскими частями (подразделениями) других войск, воинских формирований и органов, а также подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, органов безопасности, службами жизнеобеспечения населенных пунктов и объектов предстоит взаимодействовать;

перечень чрезвычайных мер, предусмотренных для обеспечения режима чрезвычайного положения, пределы их действий и порядок специальной подготовки личного состава к их применению;

вооружение, в том числе специальные средства и технику;

способ и порядок передвижения в район, назначенный для обеспечения режима чрезвычайного положения;

порядок организации управления, военно-политической работы, технического и тылового обеспечения;

(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2020 года N 440. - См. предыдущую редакцию)

меры, необходимые для обеспечения безопасности военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, поддержания боевой готовности воинских частей (подразделений), находящихся в местах постоянной дислокации;

срок выполнения поставленной задачи.

335. С введением чрезвычайного положения и после получения задач для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации и выработки предложений по ее нормализации могут направляться оперативные группы.

В случае действий войск в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций специально подготовленные воинские части (подразделения), пожарные команды воинских частей гарнизона привлекаются к выполнению мероприятий по обеспечению режима чрезвычайного положения в первоочередном порядке в соответствии со своим предназначением.

336. Командир воинской части на основании задачи, поставленной начальником гарнизона (командиром соединения), и указаний (распоряжения) коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение, или полномочного представителя объединенного оперативного штаба уточняет вопросы взаимодействия с другими привлекаемыми силами и средствами, органами государственной власти (органами местного самоуправления) и организует выполнение мер по обеспечению режима чрезвычайного положения. При этом он руководствуется соответствующим положением (инструкцией), утвержденным Министром обороны Российской Федерации.

337. При выполнении задач, указанных в пунктах "а"-"г" статьи 332 настоящего Устава, на военнослужащих распространяются положения законодательства Российской Федерации о войсках национальной гвардии Российской Федерации в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности, правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2016 года N 657. - См. предыдущую редакцию)


Меры, применяемые военнослужащими в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, прав организаций и общественных объединений, прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения, и соответствовать международным обязательствам Российской Федерации в области прав человека.