Действующий


ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 1 ноября 2007 года N 11628/07


[Суд признал недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 года N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы в части включения организации научного обслуживания Льговской ордена "Знак Почета" опытно-селекционной станции Государственного научного учреждения Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара им.А.Л.Мазлумова Российской академии сельскохозяйственных наук в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.113), как не соответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества"]



Резолютивная часть решения оглашена 1 ноября 2007 года,

в полном объеме решение изготовлено 2 ноября 2007 года

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Козловой А.С., судей Осиповой Н.В. и Локтенко Н.И. при ведении протокола помощником судьи Королевой Ю.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению организации научного обслуживания Льговской ордена "Знак Почета" опытно-селекционной станции Государственного научного учреждения Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара им.А.Л.Мазлумова Российской академии сельскохозяйственных наук к Правительству Российской Федерации, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Российской академии сельскохозяйственных наук и Государственного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара им.А.Л.Мазлумова Российской академии сельскохозяйственных наук о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 года N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы в части включения организации научного обслуживания Льговской ордена "Знак Почета" опытно-селекционной станции Государственного научного учреждения Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара им.А.Л.Мазлумова Российской академии сельскохозяйственных наук в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.113).

В судебном заседании присутствовали представители:

от заявителя: организации научного обслуживания Льговской ордена "Знак Почета" опытно-селекционной станции Государственного научного учреждения Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара им.А.Л.Мазлумова - Болдин А.А., директора на основании приказа от 13.09.2007 N 05-10/288;

от заинтересованного лица: Правительства Российской Федерации Григорьянц К.А. по доверенности от 30.08.2007 N 13180-гг/Д02;

от заинтересованного лица: Российской академии сельскохозяйственных наук - Айдиев Р.А. по доверенности от 22.08.2007 N 36-09/768, Иванов Д.А. по доверенности от 22.08.2007 N 36-09/794;

от третьего лица - Государственного научного учреждения Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара им.А.Л.Мазлумова - Попова О.Н. по доверенности от 30.10.2007 N 219;

от третьего лица: Федерального агентства по управлению федеральным имуществом - Григорьянц К.А. по доверенности от 10.07.2007 N ЛП-04/19535;

Суд установил:

Организация научного обслуживания Льговской ордена "Знак Почета" опытно-селекционной станции Государственного научного учреждения Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара им.А.Л.Мазлумова Российской академии сельскохозяйственных наук (далее опытно-селекционная станция) обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным пункта 2.113 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 года N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы* в части включения опытно-селекционной станции в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.113).

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "пункта 2.113 перечня федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году" - Примечание изготовителя базы данных.


К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Российская академия сельскохозяйственных наук (далее Россельхозакадемия), Государственное научное учреждение Всероссийский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт сахарной свеклы и сахара им.А.Л.Мазлумова Российской академии сельскохозяйственных наук (далее научно-исследовательский институт) и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее ФАУФИ).

В обоснование требования заявитель указал на то, что при принятии названного распоряжения в оспариваемой части допущены нарушения статей 5 и 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", статьи 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ, и порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации. Приватизация опытно-селекционной станции ведет к разрушению технологического единства научной и опытно-экспериментальной деятельности станции и научно-исследовательского института, прекращению хозяйственного ведения опытно-селекционной станции на имущество, используемое в ее научно-производственной деятельности, а также прав Россельхозакадемии на распоряжение этим имуществом.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель опытно-селекционной станции указал еще и на то, что она ведет селекционную работу на протяжении 78 лет, имеет большой селекционный генетический банк исходного материала культур. Ежегодно станция воспроизводит семена высших репродукций (суперэлиту, элиту) 22 сортов и гибридов различных сельскохозяйственных культур, внесенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию на территории Российской Федерации в пяти природно-климатических зонах. Поэтому приватизация опытно-селекционной станции нанесет ущерб селекции и семеноводству многих экономически значимых культур, приведет к потере десятилетиями собираемого генофонда и это неблагоприятно отразится на сохранении единства научной и научно-технической деятельности.

Представитель Правительства Российской Федерации и ФАУФИ возражала против удовлетворения заявленных требований. В своих пояснениях она указала на то, что оспариваемое распоряжение принято Правительством Российской Федерации в пределах его компетенции, при утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2008 год были соблюдены Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806. Включение опытно-селекционной станции в перечень государственных унитарных предприятий, подлежащих приватизации в 2008 году, было произведено с соблюдением требований действующего законодательства. Данный вопрос был согласован с Россельхозакадемией, которая письмом от 05.03.2007 N 01-29-10/32 дала согласие на включение опытно-селекционной станции в прогнозный план приватизации на 2008 год. Оспариваемое распоряжение не нарушает прав заявителя, поскольку его приватизация предполагается путем преобразования его в открытое акционерное общество со стопроцентным участием в нем Российской Федерации, которая сохраняет полный контроль над деятельностью хозяйства и является гарантией сохранения характера его деятельности.

Представитель научно-исследовательского института поддержал требования заявителя, пояснив, что опытно-селекционная станция проводит обусловленные техническим заданием научно-исследовательские работы по селекции, семеноводству и технологии возделывания сахарной свеклы и других культур свекловичного севооборота. Институт имеет возможность проводить научно-исследовательские работы и использовать их результаты для создания селекционного материала сахарной свеклы и других сельскохозяйственных культур.

Представитель Россельхозакадемии пояснил, что включение в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год опытно-селекционной станции проведено без надлежащего согласия с Россельхозакадемией, поэтому она поддерживает требования заявителя.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд находит, заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с пунктами 1.3; 1.4; 2.1; 2.2 устава организации научного обслуживания Льговской ордена "Знак Почета" опытно-селекционной станции Государственного научного учреждения Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара им.А.Л.Мазлумова Российской академии сельскохозяйственных наук опытно-селекционная станция создана для проведения научных исследований исследовательского института. Находится в ведомственном подчинении Россельхозакадемии, а в организационно-методическом отношении подчиняется научно-исследовательскому институту. Основными задачами деятельности опытно-селекционной станции являются: создание на основе использования современных методов селекции высокопродуктивных сортов и гибридов сахарной свеклы и других культур свекловичного севооборота и внедрение их в производство; разработка и освоение новых прогрессивных технологий передового опыта, и систем промышленного семеноводства сахарной свеклы, обеспечивающих устойчивое производство высококачественных семян.
     
     Имущество опытно-селекционной станции закреплено за ней на праве хозяйственного ведения.
 
    

Опытно-селекционная станция является единственной базой, на основе которой научно-исследовательский институт проводит научные опыты, использует их результаты для внедрения новых передовых технологий возделывания высококачественных семян суперэлиты и элиты сахарной свеклы.

Представленные в дело планы научно-исследовательских работ, контракт, технические задания свидетельствуют о том, что опытно-селекционная станция участвуем в проведении названных работ. Она относится к предприятиям научного обслуживания и совместно с научно-исследовательским институтом представляет единый научно-производственный комплекс.

Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 23.08.96 N 127 ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.

Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год не содержит указания на способ приватизации, включенных в него предприятий. Приватизация способами, определенными статьей 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" предполагает реорганизацию либо ликвидацию государственного унитарного предприятия. Следовательно, в результате приватизации опытно-селекционной станции могут быть не сохранены основные направления ее деятельности единого научно-производственного комплекса. Утрачивается право хозяйственного ведения станции на переданное ей имущество.

В части 2 статьи 8 названного закона предусмотрено направление федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" отраслевые академии наук наделены правом создания, реорганизации и ликвидации, входящих в их состав предприятий, учреждений, организаций.

Доказательств надлежащего согласования с Россельхозакадемией на приватизацию опытно-селекционной станции не представлено.

В силу пункта 35 устава Россельхозакадемии создание, реорганизация, ликвидация, переподчинение учреждений, предприятий и организаций академии, определение основных направлений их деятельности относится исключительно к компетенции Президиума Россельхозакадемии. Данный орган решения о приватизации опытно-селекционной станции не принимал.

Письмо Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, на которое ссылается Правительство Российской Федерации в подтверждение надлежащего согласования приватизации опытно-селекционной станции, таким доказательством не является, поскольку не содержит ссылки на решение уполномоченного на это органа Россельхозакадемии.

Включение опытно-селекционной станции в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год без согласования с Россельхозакадемией нарушает ее имущественные права и законные интересы, противоречит вышеуказанной норме права, а также требованиям Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806, в соответствии с которыми при подготовке программы приватизации учитываются предложения федеральных органов власти, полномочия которых Россельхозакадемия осуществляет в отношении переданного ей федерального имущества на основании статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и Указа Президента Российской Федерации от 30.01.92 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук".

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании этого акта недействительным.

В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167-170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

решил:

Признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 года N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы в части включения организации научного обслуживания Льговской ордена "Знак Почета" опытно-селекционной станции Государственного научного учреждения Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара им.А.Л.Мазлумова Российской академии сельскохозяйственных наук в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.113) как несоответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Председательствующий
судья
А.С.Козлова

Судья
Н.В.Осипова

Судья
Н.И.Локтенко




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт

Высшего Арбитражного Суда РФ

www.arbitr.ru (сканер-копия)

по состоянию на 16.11.2007