Недействующий

О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"


Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования миграционного законодательства Российской Федерации.

Законопроектом устанавливается четкий порядок административного выдворения и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.

Так, после принятия и вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законов от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и от 10 января 2003 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" законодательно были установлены основания для осуществления административного выдворения и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства. Основания для осуществления депортации иностранных граждан и лиц без гражданства установлены также в Федеральном законе от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах".

Однако механизмы осуществления этих процедур были установлены недостаточно четко, что на практике породило, в частности, практически полное отсутствие применения института депортации в отношении соответствующих категорий иностранных граждан и лиц без гражданства.

В этой связи законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) статьей 31_1, детально регламентирующей порядок осуществления депортации, то есть принудительной высылки иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В настоящее время в соответствии с частью первой статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства может осуществлять в двух формах - в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Вместе с тем случаи, при которых административное выдворение осуществляется в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, в законодательстве Российской Федерации не определены. В этой связи законопроектом предлагается установить, что в случае, если административное выдворение будет осуществляться за счет средств иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет приглашающей стороны или дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, суд принимает решение о контролируемом самостоятельном выезде данного лица за пределы Российской Федерации. Одновременно для данной категории лиц предлагается исключить необходимость содержания до исполнения решения об административном выдворении в специально отведенном помещении органа внутренних дел либо в специальном учреждении, создаваемом в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Помимо этого законопроектом предлагается также дополнить Федеральный закон статьями 34_1 и 34_2, четко определяющих порядок осуществления административного выдворения федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности, и его органами в зависимости от особенностей применения данной процедуры соответствующими органами, установленных законодательством Российской Федерации.

Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета, поскольку законопроект не содержит в себе положений, коренным образом изменяющих существующие процедуры или возлагающих дополнительные полномочия на заинтересованные органы государственной власти Российской Федерации.

     

     

     На N 3.10-29/429 от 31 мая 2005 г.