18. В рамках подготовительной работы к введению новых систем оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях федеральным органам исполнительной власти (иным государственным органам или организациям), в ведении которых находятся учреждения, рекомендуется:
- согласовывать предложения по формированию с соответствующими профсоюзами перед представлением их на утверждение в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- осуществлять подготовку предложений по размерам базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам для последующего внесения в Минздравсоцразвития России;
- оказывать подведомственным федеральным бюджетным учреждениям методическую и организационную помощь при установлении критериев и условий осуществления выплат стимулирующего характера с учетом эффективности работы. В целях координации деятельности подведомственных учреждений рекомендуется разработать систему показателей оценки эффективности труда работников бюджетных учреждений;
- увязывать объем бюджетных ассигнований, направляемых на формирование фонда оплаты труда работников, с функциями, задачами и объемами работ, выполняемыми подведомственными федеральными бюджетными учреждениями;
- разрабатывать график введения в подведомственных федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда;
- подготавливать и представлять в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения об утверждении перечней видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;
- проводить работу по согласованию штатной численности работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений с учетом ее оптимизации исходя из необходимости выполнения установленных федеральному бюджетному учреждению функций, задач и объемов работ;
- своевременно вносить в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения по соответствующим разделам единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
- применять перечни должностей, профессий работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности, порядок разработки и утверждение которых определен пунктом 7 Положения;
- определять размер централизации ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников подведомственных учреждений, на выплаты стимулирующего характера руководителям указанных учреждений, в пределах размеров, определенных пунктом 9 Положения, в зависимости от размера фонда оплаты труда, планируемой суммы на выплаты стимулирующего характера руководителям с учетом результатов деятельности учреждений, объемов работ, их сложности и социальной значимости;
- разрабатывать:
критерии эффективности работы подведомственных федеральных бюджетных учреждений;
образец дополнительного соглашения к трудовому договору с руководителем подведомственного федерального бюджетного учреждения;
показатели и условия стимулирования труда руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений для учета в дополнительном соглашении оснований установления стимулирующих выплат в зависимости от эффективности работы учреждения и их размеров;
Формирование новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений рекомендуется осуществлять с применением базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, в случае их установления Правительством Российской Федерации. В целях подготовки федеральными органами исполнительной власти предложений по базовым окладам (базовым ставкам) рекомендуется учитывать группировки должностей специалистов по категориям различных работ, являющихся равноценными, на основе профессионально-квалификационных групп. Размер базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам рекомендуется определять с учетом установленной федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для каждой категории работников продолжительности рабочего времени (нормы часов за ставку заработной платы) из расчета полной занятости в течение расчетного периода - календарный месяц, год. При этом базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы рекомендуется рассматривать как основу для установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников, определяемых в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке и уровню квалификации, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы.
19. В целях конкретизации размеров и условий оплаты труда работников рекомендуется с 1 сентября 2007 года до введения новых систем оплаты труда провести предварительную подготовку. Руководителям федеральных бюджетных учреждений в целях приведения содержания трудовых договоров в соответствие с требованиями статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации рекомендуется конкретизировать условия оплаты труда работников в их трудовых договорах, в том числе размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы доплат, надбавок и иных стимулирующих выплат. При определении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также размеров и условий выплат стимулирующего характера с учетом пунктов 3 и 6 Положения рекомендуется:
размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливать руководителем федерального бюджетного учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы;
размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливать коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и иные стимулирующие выплаты) рекомендуется включать в трудовой договор.
20. В целях совершенствования организационной работы по оформлению трудовых отношений с работниками при введении для них новых систем оплаты труда рекомендуется на начальном этапе персонифицировать оплату труда работников, конкретизировав размеры и условия оплаты труда работников в их трудовых договорах. В связи с этим рекомендуется заключить с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых структурировать условия оплаты их труда (взамен отсылочных норм к положению об оплате труда работников учреждения и иным локальным актам учреждения), предусмотрев в них размер: оклада (должностного оклада), ставки заработной платы; выплат компенсационного характера; выплат стимулирующего характера. Рекомендуемый образец дополнительного соглашения к трудовому договору с работником в связи с введением новых систем оплаты труда приведен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям. При установлении компенсационных выплат рекомендуется указывать в трудовых договорах работников, что они применяются для каждого конкретного рабочего места. Выплаты стимулирующего характера рекомендуется увязывать с результатом работы.
21. Рекомендуется учитывать, что заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения этих новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
22. В связи с введением новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений федеральным органам исполнительной власти при подготовке и представлении в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации согласованных с соответствующими профсоюзами предложений по формированию профессиональных квалификационных групп на основе критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 года N 525 "О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2007 года N 10191), рекомендуется руководствоваться пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 года N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений". Рекомендуется представить указанные предложения не позднее 1 февраля 2008 года. В целях формирования профессиональных квалификационных групп рекомендуется провести следующие мероприятия:
- составить перечень профессий рабочих и должностей служащих, относящихся к соответствующему виду экономической деятельности;
- проанализировать квалификационные характеристики профессий рабочих и должностей служащих и отнести их к профессиональным квалификационным группам в соответствии с критериями отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 года N 525 "О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам";
- рассмотреть вопрос о целесообразности структурирования профессий рабочих и должностей служащих по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп и отнесения их к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп;
- организовать обсуждение подготовленных предложений с соответствующими отраслевыми профсоюзами;
- при необходимости доработать предложения по формированию профессиональных квалификационных групп с учетом мнения профсоюза;