В 2000 году автомобильным транспортом было перевезено 23,3 млрд. пассажиров (с учетом перевозок по заказам и собственных нужд предприятий), что составило 52,5% от общего объема перевозок пассажиров всеми видами транспорта.
Отмечается постоянный рост объема международных пассажирских перевозок. В минувшем году в международном сообщении автобусами было перевезено 6,9 млн.чел., что в 1,5 раза больше по сравнению с 1997 годом. В настоящее время в России действуют свыше 440 международных регулярных автобусных маршрутов, в том числе с Республикой Украина - 116, Республикой Казахстан - 92, Германией - 79, Республикой Беларусь - 32, Республикой Азербайджан - 23, Финляндией - 11 и др.
Наибольший объем международных пассажирских перевозок осуществлялся на дорогах, соединяющих Россию с Республикой Украина (1,8 млн.чел. или 26,0% от общего объема международных перевозок), Китайской Народной Республикой (1,2 млн.чел. или 17,4%), Республикой Казахстан (1,0 млн.чел. или 15,3%), Финляндией (0,7 млн.чел. или 10,1%).
Объем перевозок грузов автомобильным транспортом за последние десять лет снизился почти в 2,7 раза и составил 5,7 млрд.т, а грузооборот - 138,6 млрд.т/км. Вместе с тем, за последние два года отмечается рост объемов грузовых перевозок. В 2000 году по сравнению с 1999 годом он увеличился на 6,0%, а по сравнению с 1998 годом - на 9,6%. Возрос также и грузооборот. Доля грузов, перевозимых автомобильным транспортом, от общего объема грузов, перевозимых всеми видами транспорта, включая промышленный железнодорожный, составляет 53,0%.
Около 90% всех грузов доставляется потребителям собственным автотранспортом предприятий и организаций. Объем коммерческих перевозок в 2000 году по сравнению с 1998 годом увеличился на 8,0%. Основную долю грузов, перевозимых автомобильным транспортом, составляют строительные и навалочные грузы (65,0%). Доля перевозок продовольственных товаров в истекшем году по сравнению с 1999 годом возросла с 6,5% до 8,4%. Несколько увеличилась доля перевозок лесоматериалов и товаров народного потребления.
В настоящее время в стране не осуществляется государственный статистический учет объемов перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов автотранспортом. По экспертной оценке, проведенной на основе анализа перевозки грузов в отдельных субъектах Российской Федерации, доля перевозок опасных грузов на автотранспорте в целом по стране довольно значительна и равна 12,0%, а крупногабаритных и тяжеловесных - не более 2,0% от общего объема грузовых перевозок. Соответственно объемы перевозок опасных грузов в 2000 году составили около 500 млн.т, а тяжеловесных и крупногабаритных - 80 млн.т.
Увеличивается объем международных автомобильных перевозок грузов. Если в 1990 году было перевезено 1,5 млн.т, то в 2000 году - 18,7 млн.т. Доля грузов, перевезенных автомобильным транспортом, в общем объеме внешнеторговых грузов, перевезенных всеми видами транспорта, за данный период увеличилась с 0,3% до 5,0%. По международным маршрутам в 2000 году перевезено 268,3 тыс.т опасных грузов (3,8% от общего объема грузов, перевезенных по международным маршрутам), 1742,0 тыс.т крупногабаритных грузов (9,3%), 2124,0 тыс.т тяжеловесных грузов (11,3%).
В Российской Федерации последнее десятилетие характеризуется высокими темпами автомобилизации. За этот период парк автомототранспортных средств (АМТС) увеличился более, чем в 2 раза. В настоящее время на 1000 россиян приходится 217 ед. всех видов автотранспорта.
В 2000 году на учете в Российской Федерации состояло 36,6 млн. автомобилей, автобусов и мототранспорта. По сравнению с 1996 годом их количество увеличилось на 5,6% или на 1,7 млн.ед. (рис.3.1)*. Наиболее быстрыми темпами растет парк легковых автомобилей, численность которых за прошедшие пять лет возросла более, чем на 4,5 млн.ед., или на 28,7%, и составила в минувшем году 20,4 млн.ед. Если в 1993 году их удельный вес составлял 43,4%, в 1996 году - 52,9%, то в 2000 году - 64,4% от численности автопарка (рис.3.2). Широко распространены в эксплуатации автомобили ВАЗ 2101-2107 (35,4%), количество которых по сравнению с 1996 годом увеличилось на 22,7%. Численность автомобилей ВАЗ-2108, 2109 и их модификаций достигла почти 2,0 млн. Новые модели ВАЗ-2110 и модификации этой модели составляют 1,3% от легкового автопарка или 255,5 тыс.ед. Почти вдвое (на 94,9%) за пять лет увеличилось количество легковых автомобилей иностранного производства (без учета автомобилей ЗАЗ). В 1996 году их доля в парке легкового автотранспорта была 9,8%, а в 2000 году - 14,8%. Всего на учете в 2000 году состояло свыше 3 млн. легковых иномарок. Из общего количества легковых автомобилей зарубежных фирм на долю автомобилей с правым расположением руля пришлось 29%, а их численность за пять лет возросла на 60,7%.
________________
* Рисунок 3.1 на сайте Министерства транспорта Российской Федерации www.mintrans.ru не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Рис.3.2. Структура парка автомототранспорта России (2000 год)
Следует отметить сокращение за прошедший период удельного веса и количества находящихся в эксплуатации устаревших моделей легковых автомобилей: численность ГАЗ-20, 21 и 24 сократилась на 34,3%; ЗАЗ-968 и модификаций - на 13,9%; "Москвич" -412, 2140 - на 11,6%. Лишь пятая часть (20,6%) легкового автопарка имеет сроки эксплуатации менее 5 лет, почти треть (32,2%) - от 5 лет до 10 лет и 47,2% или 9,6 млн. легковых автомобилей эксплуатируются свыше 10 лет. К 2000 году численность грузовых автомобилей достигла 4,4 млн.ед., а их удельный вес в парке практически не изменился: в 1996 году - 14,0% и 13,9% - в минувшем году. Прирост их количества за эти годы составил 206,8 тыс.ед. или 4,9%. Наибольшее число (36,1%) находящихся в эксплуатации грузовых автомобилей - это модели, выпущенные ОАО "ГАЗ", из которых 17,5% - устаревшие модели ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Шестую часть (16%) от общего количества грузовых автомобилей составляют автомобили марки ЗИЛ. По сравнению с 1996 годом их число сократилась на 18,3% за счет прекращения эксплуатации устаревших моделей ЗИЛ-130 (-31,5%) и ЗИЛ-131 (-10,8%).
За пять лет уменьшилось на 3,7% количество автомобилей марки КамАЗ, в том числе КамАЗ-4310 - на 12,9% и КамАЗ-5320 - на 2,1%, а их удельный вес в грузовом парке в 2000 году составил 11,3% (1996 год - 12,3%). В основном прирост численности грузовых автомобилей произошел за счет увеличения производства новых моделей ГАЗ (на 8,4%), ЗИЛ (на 2,4%), УАЗ (на 12,2%) и "Урал" (на 10,5%) Грузовые автомобили иностранного производства составляют 10,8% от численности грузового автопарка страны, из них более половины - модели МАЗ и КрАЗ. Удельный вес грузовых транспортных средств с правым расположением руля невелик (1,3%), однако в прошедшем году по сравнению с 1996 годом их количество выросло в 3,4 раза. Для парка грузового автотранспорта характерна значительная доля (50,8%) автомобилей устаревших моделей с длительными сроками эксплуатации (более 10 лет) и невысокий удельный вес (14,4%) новых автомобилей с годом выпуска 1995 и позже.
В 2000 году на учете состояло 640,1 тыс.ед. автобусов (2,0% парка всех ТС), по сравнению с 1996 годом их численность увеличилась на 1,9%. Наибольшее распространение в автобусном парке имеют модели иностранного производства (31,1%), из которых на долю всех моделей "Икарус", ЛАЗ, РАФ приходится 66,4%. Из всех автобусов иностранного производства почти каждый десятый (9,4%) имеет правое расположение руля. Их численность в минувшем году по сравнению с 1996 годом увеличилась на 5,9%. Значительную долю парка составляют автобусы отечественного производства КАвЗ всех моделей (15,4%), ПАЗ-3102 (14,2%) и УАЗ-2206-01 (11,9%). Основное увеличение автобусного парка произошло за счет роста численности автобусов УАЗ (+10,2%), ПАЗ (+14,5%) и "Икарус" (+33,5%). Каждый пятый (19,3%) автобус имеет срок эксплуатации до 5 лет и 43,2% - свыше 10 лет. На протяжении последних десяти лет наблюдается устойчивая тенденция снижения количества и удельного веса мототранспортных средств в структуре автомотопарка. В 2000 году их численность была равна 6,2 млн.ед., которая по сравнению с 1996 годом сократилась на 33,1%. Наибольшую долю (92,5%) мотопарка составляют мотоциклы всех моделей, из которых 38,8% приходится на модели "Планета" и "Юпитер". Более двух третей (69,4%) парка мототранспорта эксплуатируется свыше 10 лет и лишь 4,4% - менее 5 лет.
В 2000 году свыше 19 млн. легковых автомобилей (или 93,8% от их общей численности) находились в собственности физических лиц. Из более чем 1,2 млн. легковых автомобилей, принадлежащих юридическим лицам, почти половина (48,2%) состоят на балансе предприятий и организаций государственной и муниципальной форм собственности. Владельцами более трети (35,6%) всех грузовых автомобилей являются физические лица. Численность индивидуального грузового автотранспорта за прошедший год увеличилась на 8,9% и достигла почти 1,6 млн.ед. Количество грузовых автомобилей в государственной и муниципальной собственности в сравнении с 1996 годом уменьшилось на 29,2%, а их удельный вес снизился с 44,2% в 1996 году до 29,8% в 2000 году. На балансе юридических лиц частной формы собственности в 2000 году находилось 7,6% грузовых ТС, численность которых за последний год возросла на 9,2%. Продолжается сокращение количества автобусов в государственной и муниципальной собственности: с 344,7 тыс.ед. в 1996 году до 266,2 тыс.ед. в 2000 году. При этом доля автобусного парка государственных и муниципальных предприятий сократилась за этот период с 54,9% до 41,6%, при этом ежегодно увеличивается удельный вес и количество автобусов, принадлежащих физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям. За минувший год прирост числа таких транспортных средств составил 10,3%, а их удельный вес в автобусном парке достиг 29,1%. Подавляющее количество мототранспортных средств (98,4%) находится в собственности физических лиц. Отрасль автомобильного транспорта одной из первых перешла на рыночные условия хозяйствования. Это сопровождалось разгосударствлением и массовой приватизацией автотранспортных предприятий, появлением на рынке транспортных услуг большого количества хозяйствующих субъектов - владельцев транспортных средств всех форм собственности: государственной, муниципальной, частной, иностранной, прочей, а также индивидуальных предпринимателей с образованием и без образования юридического лица.
Конец 80-х годов характеризовался созданием значительного числа крупных автотранспортных предприятий, имеющих хорошо оснащенную материально-техническими и кадровыми ресурсами ремонтную и диагностическую базу, обеспечивающую условия содержания транспорта в технически исправном состоянии. За последнее десятилетие произошло существенное разукрупнение автопредприятий. Решение проблемы достижения и поддержания требуемого уровня безопасности технического состояния автотранспорта обеспечивается, во-первых, соблюдением владельцами автопредприятий всех форм собственности сроков технического обслуживания и ремонта транспортных средств, наличием в автохозяйствах ремонтного и диагностического оборудования, отвечающего установленным требованиям, квалифицированного персонала для проведения таких работ, организацией предрейсового и послерейсового технического осмотра транспорта и других мероприятий, предусмотренных в законодательных и иных нормативных правовых актах, во-вторых, это достигается осуществлением деятельности по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств на коммерческой основе для владельцев автомобилей и автобусов, не имеющих собственной ремонтной и диагностической базы.
Основным механизмом государственного регулирования в условиях рыночных отношений, дающих возможность без вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий осуществлять воздействие на обеспечение безопасности и качество транспортных услуг, явилось лицензирование перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением перевозочного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств. Рост численности мелких хозяйствующих субъектов, владеющих транспортными средствами и занимающихся перевозочной деятельностью, в целом негативно сказывается на организации работы по профилактике аварийности при перевозках пассажиров и грузов. Если в 1990 году средний размер парка одного предприятия составлял 60 единиц подвижного состава, то в 2000 году - 5-7 единиц.
Контроль за соблюдением владельцами транспортных средств, осуществляющими перевозочную деятельность, условий по поддержанию транспорта в технически исправном состоянии возложен на Российскую транспортную инспекцию (РТИ) Министерства транспорта Российской Федерации в ходе деятельности по лицензированию.
Проведение предприятиями работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта на коммерческой основе контролируется в ходе лицензирования и последующего инспектирования данного вида деятельности, а также сертификацией услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.
В 2000 году лицензирование данного вида деятельности проводилось в 64 субъектах Российской Федерации. По данным РТИ, из 25 тыс. субъектов транспортного рынка, которым были выданы лицензии в сфере технического обслуживания и ремонта транспортных средств, государственные унитарные предприятия составляют около 7%; муниципальные - около 3%; частные предприятия с образованием юридического лица - 25% и индивидуальные предприниматели - более 50%. Остальные лицензии выданы предприятиям прочих форм собственности. Ежегодно структурными подразделениями РТИ проводится инспектирование деятельности более 230 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению ими лицензионных требований и условий. Например, в 2000 году было выявлено почти 190 тыс. нарушений в выполнении требований, предъявляемых к безопасной эксплуатации автотранспортных средств. В связи с этим более 2 тыс. лицензий было аннулировано, приостановлено действие 2,6 тыс. лицензий, около 3 тыс. соискателям отказано в выдаче лицензий, к административной ответственности привлечено почти 128 тыс. владельцев транспортных средств. В настоящее время на основании лицензии деятельность на автомобильном транспорте осуществляют около 500 тыс. хозяйствующих субъектов, в том числе 114 тыс. - частные предприятия. Введение механизма лицензирования перевозочной деятельности позволило обеспечить выполнение предъявляемых требований к перевозчикам в вопросах организации предрейсовых медицинских осмотров водителей, проведения технического обслуживания автотранспортных средств и их проверки перед выездом на линию, установленных норм труда и отдыха водителей, а также других мероприятий, связанных с функционированием внутрипроизводственных систем, оказывающих существенное влияние на снижение аварийности и ее последствий на лицензируемом автотранспорте. Вместе с тем анализ, проведенный отделениями РТИ Минтранса России и подразделениями ГИБДД МВД России, показал, что 57% автобусов и 70% грузовых автомобилей, зарегистрированных за физическими лицами, осуществляющими коммерческую деятельность, эксплуатируются без лицензии и остаются вне сферы возможности воздействия контрольных органов. Изучение причин дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что именно эти транспортные средства чаще всего используются с грубыми нарушениями установленных норм, предъявляемых к безопасности их эксплуатации при осуществлении перевозочной деятельности.
Работа, проводимая отделениями РТИ Минтранса России во взаимодействии с подразделениями ГИБДД МВД России, позволила только в 2000 году выявить более 84 тыс. случаев осуществления перевозочной деятельности, подлежащей лицензированию, без лицензии. В результате принятых мер, владельцы этих автотранспортных средств вынуждены были обеспечить выполнение необходимых требований перевозок пассажиров и грузов и получить в установленном порядке лицензии с правом использования на таких перевозках 120 тыс. грузовых автомобилей и 10 тыс. автобусов. Автомобильные дороги являются важнейшей составляющей транспортной инфраструктуры. Эффективное функционирование и устойчивое развитие сети внегородских автомобильных дорог являются необходимым условием перехода к экономическому росту, повышению уровня и улучшению условий жизни населения. Кроме чисто транспортной функции, автомобильные дороги обеспечивают при отсутствии других транспортных коммуникаций жизнедеятельность более чем 100 тыс. из 140 тысяч населенных пунктов на территории России.
Во исполнение Президентской программы "Дороги России" в 1995-2000 годах удалось не только сохранить существующую сеть автомобильных дорог общего пользования, но и приступить к модернизации ряда важнейших магистралей, связать дорожную сеть на европейской части страны с сетью дорог Сибири, продолжить решение аналогичной задачи по обеспечению автодорожной связи с Дальневосточным регионом путем ускорения строительства автодороги Чита - Хабаровск. Протяженность дорог с твердым покрытием за указанный выше период увеличилась с 463 тыс. до 532 тыс.км, в том числе федеральных автомобильных дорог с 40,4 тыс.км до 46,0 тыс.км. За эти годы было отремонтировано 183,2 тыс.км дорог и 290 км мостов, в сеть дорог общего пользования было принято 47 тыс.км автодорог, находящихся в ведении сельхозпроизводителей. Был введен в эксплуатацию ряд крупных дорожных объектов, в том числе участки автомобильных дорог Чита - Хабаровск, Омск - Новосибирск, Красноярск - Иркутск, Алтай - Кузбасс. Реконструированы участки автомобильных дорог Москва - граница Республики Беларусь, Москва - Санкт-Петербург, Москва - Воронеж - Ростов и другие. Введены в эксплуатацию крупнейшие мосты: через реку Амур у г.Хабаровска протяженностью 2800 п.м., через реку Обь у г.Сургута - 2100 п.м., через реку Волга у г.Саратова - 2351 п.м., через реку Ока у г.Калуги - 564 п.м.; через ущелье Чемитоквадже в Краснодарском крае - 576 п.м. и многие другие крупнейшие объекты, имеющие высокие технические характеристики.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2000 года N 673 одобрен проект Соглашения о международном транспортном коридоре "Север-Юг". Предусмотрена модернизация, строительство и реконструкция основных автомобильных дорог по маршрутам: Мурманск - Петрозаводск - Выборг - Санкт-Петербург - Москва - Ростов-на-Дону - Владикавказ, Москва - Астрахань - Махачкала и др., включая подъезды к границам Финляндии и Норвегии на севере, Грузии, Азербайджана и Казахстана на юге России. Вместе с тем из-за недостаточного финансирования программы (фактический объем финансирования составил в ценах 2001 года 884 млрд.руб. при планируемой величине 1350 млрд.руб.) и других причин решить задачу ускорения прироста сети и повышения ее технического уровня в полной мере не удалось. Дорожная сеть страны в настоящее время не в полной мере соответствует социально-экономическим потребностям общества. До 20% от общей протяженности сети автодорог работает в режиме перегрузки. Протяженность участков на подходах к крупным городам, которые, исходя из интенсивности движения, по техническому уровню должны соответствовать многополосным дорогам первой технической категории, должна составлять 8 тыс.км при фактической протяженности таких участков только 4,3 тыс.км. До 30% от протяженности эти дороги имеют покрытие, несущая способность которого не соответствует осевым нагрузкам современных транспортных средств.