Основные показатели аварийности из-за нарушения ПДД
водителями транспортных средств за 1996-2000 годы
Годы | ДТП | Погибло | Ранено | |||
кол-во | % к АППГ | чел. | % к АППГ | чел. | % к АППГ | |
1995 | 125386 | -3,5 | 26807 | -8,1 | 146685 | -2,2 |
1996 | 120697 | -3,7 | 24082 | -10,2 | 142748 | -2,7 |
1997 | 117437 | -2,7 | 22599 | -6,2 | 142530 | -0,2 |
1998 | 120829 | +2,9 | 23875 | +5,6 | 148192 | +4,0 |
1999 | 119409 | -1,2 | 24026 | +0,6 | 145909 | -1,5 |
2000 | 117096 | -1,9 | 23556 | -2,0 | 143437 | -1,7 |
Причиной основного количества ДТП из-за нарушений ПДД водителями является их низкая дисциплина (рис.2.4). Каждое пятое происшествие связано с управлением транспортным средством в состоянии опьянения. Более трети всех нарушений (до 35% ДТП) составляет несоблюдение водителями скоростных режимов движения. Из-за выезда на полосу встречного движения происходит более 15% ДТП, следствием которых, как правило, являются лобовые столкновения, характеризующиеся высокой тяжестью последствий (около 20 погибших на 100 пострадавших).
Рис.2.4. Количество и удельный вес ДТП (в %) из-за основных видов нарушений ПДД водителями транспортных средств (2000 год)
Почти в половине ДТП были виновны водители в возрасте от 26 до 40 лет, причиной четверти ДТП являются нарушения, допущенные лицами, управлявшими транспортными средствами, в возрасте от 16 до 25 и от 41 до 59 лет. На долю водителей более старшего возраста пришлось около 7%, а детей и подростков в возрасте до 16 лет - около 2% происшествий.
Почти две трети всех ДТП из-за нарушений ПДД водителями совершено водителями легковых автомобилей, около 15% - водителями мототранспорта, около 10% - грузовых автомобилей. На долю водителей автобусов приходится более 2,5% всех ДТП, тракторов и самоходных механизмов - около 2%.
Второй год растет аварийность, связанная с нарушениями ПДД водителями автобусов. Количество таких ДТП возросло на 5,4%. В 2000 году по причине несоблюдения ПДД водителями автобусов зарегистрировано 3357 ДТП.
Большая часть ДТП (75-80%) произошла из-за нарушений ПДД водителями транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Всего в 2000 году из-за нарушения этими водителями ПДД было зарегистрировано 93068 (+0,3%) происшествий, в которых погибло 18202 (-0,3%) и было ранено 118789 (+0,2%) человек (рис.2.4).
Ежегодно в стране почти треть дорожно-транспортных происшествий происходит из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами. В минувшем году продолжился рост количества происшествий, связанных с нарушением ПДД пешеходами. В 2000 году из-за их недисциплинированности произошло 48607 (+0,4%) ДТП, в них погибло 7924 (+7,7%) и ранено 42782 (-0,8%) человека (табл.2.15)*. Растет и тяжесть последствий таких происшествий. В 1999 году она составляла 15 погибших на 100 пострадавших, в прошедшем году - 16. Основными причинами данных происшествий является низкая дисциплина пешеходов и грубые нарушения ими ПДД. Так, более половины (59-61%) ДТП зафиксированы из-за перехода проезжей части в неустановленном месте. Практически каждый четвертый пешеход (23-25%), по вине которых произошли ДТП, находились в состоянии опьянения. Самой высокой тяжестью последствий (35) характеризуются ДТП, связанные с передвижением пешеходов вдоль проезжей части в попутном движению транспорта направлении. Неожиданный выход пешеходов на проезжую часть из-за транспортных средств (в том числе стоящих), а также из-за сооружений и деревьев был причиной 15% ДТП.
________________
* Таблица 2.15 на сайте Министерства транспорта Российской Федерации www.mintrans.ru не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Основная часть происшествий из-за нарушений ПДД пешеходами (87-88%) происходит на улично-дорожной сети городов и населенных пунктов.
На автомобильных дорогах вне населенных пунктов из-за нарушений ПДД пешеходами отмечено каждое восьмое (около 13%) происшествие. В 2000 году зарегистрировано 6154 (+3,7%) таких ДТП. Тяжесть их последствий составила 39 погибших на 100 пострадавших.
В целом за последние 5 лет количество ДТП увеличилось в 31 регионе, число погибших - в 40, а число раненых в - 44 субъектах Российской Федерации. Рост основных показателей аварийности был зарегистрирован в 22 регионах. В наибольшей степени их значения увеличились (более, чем на 10,0%) в Республике Ингушетия, Республике Марий Эл, Московской и Костромской областях.
Определяющее воздействие на уровень аварийности в стране оказывает состояние безопасности дорожного движения в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Краснодарском крае, Московской, Ростовской, Свердловской, Челябинской областях, гг.Москве и С.-Петербурге. Удельный вес ДТП в каждом из перечисленных регионов составил 2,5%-6,0% от всех по России, а всего в этих регионах регистрируется треть (33,4%) происшествий от общего количества по стране.
На протяжении девяти лет (с 1992 года) в стране наблюдается тенденция снижения основных показателей аварийности (исключение составил 1998 год). Однако в последние годы она выражена менее ярко. Все значительнее проявляются негативные тенденции. В 1999 году наблюдалось увеличение числа погибших в ДТП людей, в 2000 году возросло количество ДТП из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, и пешеходами.
На основе адаптивной итерационной модели прогноза аварийности можно сделать вывод о возможности, начиная с 2002 года, осложнения обстановки в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. По расчетным данным, в 2001 году ожидаемое количество ДТП составит около 156,5 тыс. В 2002 году по сравнению с предшествующим годом ожидаемое увеличение количества ДТП возможно составит 0,5-1%.