О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации

Таблица 2.14

     
Основные показатели аварийности из-за нарушения ПДД
 водителями транспортных средств за 1996-2000 годы

Годы

ДТП

Погибло

Ранено

кол-во

% к АППГ

чел.

% к АППГ

чел.

% к АППГ

1995

125386

-3,5

26807

-8,1

146685

-2,2

1996

120697

-3,7

24082

-10,2

142748

-2,7

1997

117437

-2,7

22599

-6,2

142530

-0,2

1998

120829

+2,9

23875

+5,6

148192

+4,0

1999

119409

-1,2

24026

+0,6

145909

-1,5

2000

117096

-1,9

23556

-2,0

143437

-1,7


Причиной основного количества ДТП из-за нарушений ПДД водителями является их низкая дисциплина (рис.2.4). Каждое пятое происшествие связано с управлением транспортным средством в состоянии опьянения. Более трети всех нарушений (до 35% ДТП) составляет несоблюдение водителями скоростных режимов движения. Из-за выезда на полосу встречного движения происходит более 15% ДТП, следствием которых, как правило, являются лобовые столкновения, характеризующиеся высокой тяжестью последствий (около 20 погибших на 100 пострадавших).

Рис.2.4. Количество и удельный вес ДТП (в %) из-за основных видов нарушений ПДД водителями транспортных средств (2000 год)

     


Почти в половине ДТП были виновны водители в возрасте от 26 до 40 лет, причиной четверти ДТП являются нарушения, допущенные лицами, управлявшими транспортными средствами, в возрасте от 16 до 25 и от 41 до 59 лет. На долю водителей более старшего возраста пришлось около 7%, а детей и подростков в возрасте до 16 лет - около 2% происшествий.

Почти две трети всех ДТП из-за нарушений ПДД водителями совершено водителями легковых автомобилей, около 15% - водителями мототранспорта, около 10% - грузовых автомобилей. На долю водителей автобусов приходится более 2,5% всех ДТП, тракторов и самоходных механизмов - около 2%.

Второй год растет аварийность, связанная с нарушениями ПДД водителями автобусов. Количество таких ДТП возросло на 5,4%. В 2000 году по причине несоблюдения ПДД водителями автобусов зарегистрировано 3357 ДТП.

Большая часть ДТП (75-80%) произошла из-за нарушений ПДД водителями транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Всего в 2000 году из-за нарушения этими водителями ПДД было зарегистрировано 93068 (+0,3%) происшествий, в которых погибло 18202 (-0,3%) и было ранено 118789 (+0,2%) человек (рис.2.4).

Ежегодно в стране почти треть дорожно-транспортных происшествий происходит из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами. В минувшем году продолжился рост количества происшествий, связанных с нарушением ПДД пешеходами. В 2000 году из-за их недисциплинированности произошло 48607 (+0,4%) ДТП, в них погибло 7924 (+7,7%) и ранено 42782 (-0,8%) человека (табл.2.15)*. Растет и тяжесть последствий таких происшествий. В 1999 году она составляла 15 погибших на 100 пострадавших, в прошедшем году - 16. Основными причинами данных происшествий является низкая дисциплина пешеходов и грубые нарушения ими ПДД. Так, более половины (59-61%) ДТП зафиксированы из-за перехода проезжей части в неустановленном месте. Практически каждый четвертый пешеход (23-25%), по вине которых произошли ДТП, находились в состоянии опьянения. Самой высокой тяжестью последствий (35) характеризуются ДТП, связанные с передвижением пешеходов вдоль проезжей части в попутном движению транспорта направлении. Неожиданный выход пешеходов на проезжую часть из-за транспортных средств (в том числе стоящих), а также из-за сооружений и деревьев был причиной 15% ДТП.

________________

* Таблица 2.15 на сайте Министерства транспорта Российской Федерации www.mintrans.ru не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Основная часть происшествий из-за нарушений ПДД пешеходами (87-88%) происходит на улично-дорожной сети городов и населенных пунктов.

На автомобильных дорогах вне населенных пунктов из-за нарушений ПДД пешеходами отмечено каждое восьмое (около 13%) происшествие. В 2000 году зарегистрировано 6154 (+3,7%) таких ДТП. Тяжесть их последствий составила 39 погибших на 100 пострадавших.

В целом за последние 5 лет количество ДТП увеличилось в 31 регионе, число погибших - в 40, а число раненых в - 44 субъектах Российской Федерации. Рост основных показателей аварийности был зарегистрирован в 22 регионах. В наибольшей степени их значения увеличились (более, чем на 10,0%) в Республике Ингушетия, Республике Марий Эл, Московской и Костромской областях.

Определяющее воздействие на уровень аварийности в стране оказывает состояние безопасности дорожного движения в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Краснодарском крае, Московской, Ростовской, Свердловской, Челябинской областях, гг.Москве и С.-Петербурге. Удельный вес ДТП в каждом из перечисленных регионов составил 2,5%-6,0% от всех по России, а всего в этих регионах регистрируется треть (33,4%) происшествий от общего количества по стране.

На протяжении девяти лет (с 1992 года) в стране наблюдается тенденция снижения основных показателей аварийности (исключение составил 1998 год). Однако в последние годы она выражена менее ярко. Все значительнее проявляются негативные тенденции. В 1999 году наблюдалось увеличение числа погибших в ДТП людей, в 2000 году возросло количество ДТП из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, и пешеходами.

На основе адаптивной итерационной модели прогноза аварийности можно сделать вывод о возможности, начиная с 2002 года, осложнения обстановки в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. По расчетным данным, в 2001 году ожидаемое количество ДТП составит около 156,5 тыс. В 2002 году по сравнению с предшествующим годом ожидаемое увеличение количества ДТП возможно составит 0,5-1%.