О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации

7. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения


Система организации медицинского обеспечения безопасности дорожного движения предусматривает комплекс мероприятий, включающих как медицинскую профилактику дорожно-транспортных происшествий, так и медицинскую помощь в случае возникновения ДТП.

Дорожно-транспортный травматизм занимает первое место в мире по числу погибших и второе по числу травмируемых. Общая летальность при ДТП в 12 раз выше, чем при других видах травм, инвалидность - в 6 раз выше. Пострадавшие нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще. Больничная летальность таких больных в 4,5 раза превышает летальность пострадавших от других причин. Основными травмами при ДТП являются переломы костей (30,3%), множественные и сочетанные повреждения (30%), травмы головного мозга (25,6%), множественные ушибы (12%) и раны (2,1%). Следует особо отметить высокую частоту травм головы, которые отмечены более чем у 50% пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

Более половины (52,3%) летальных исходов при ДТП наступают на месте происшествия, 38,8% - в стационаре, 6% - в приемных отделениях больниц и 2,5% - при транспортировке пострадавших.

Травмы, полученные в результате ДТП, составляют треть от всех видов травм, являются одной из основных причин выхода на инвалидность граждан трудоспособного возраста. Среди пострадавших в ДТП три четверти составляют мужчины, работающие в различных сферах, средний возраст погибших - 25-34 года.

Основными причинами, снижающими эффективность медицинской помощи на догоспитальном этапе, являются: прибытие к месту происшествия бригады скорой медицинской помощи со значительным опозданием (34,3%); недостаточная подготовка врачей и среднего медицинского персонала для оказания медицинской помощи при множественных и сочетанных травмах (24,6%); нарушение медицинских требований и правил транспортировки пострадавших (21,2%); отсутствие необходимой подготовки и навыков участников дорожного движения по оказанию первой медицинской помощи (19,2%); отсутствие средств связи для вызова скорой медицинской помощи (16,3%); отсутствие противошоковых средств и средств остановки кровотечения (12,5%); неполноценность существующих медицинских укладок и средств иммобилизации (10,4%).

Не нашли широкого применения утвержденные Минздравом России еще в 1996 году новые аптечки первой помощи. Их введение в действие на всей территории России планировалось с 1 января 2000 года. Выборочная проверка транспортных средств, проведенная в Нижегородской области, показала, что 72% транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, и 36% - физическим, не оснащены такими медицинскими аптечками.

Система этапного оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП включает в себя оказание медицинской помощи на месте происшествия, в пути следования в лечебное учреждение и непосредственно в лечебном учреждении.

Наиболее важным и уязвимым, с точки зрения дальнейшего прогноза в спасении пострадавшего, является первый этап оказания медицинской помощи.

Децентрализация, распределенность в пространстве ДТП оказывает существенное влияние на своевременность оказания медицинской помощи пострадавшим. На месте происшествия оказание первой медицинской помощи, включающей в себя оказание само- и взаимопомощи, осуществляется лицами, оказавшимися на месте происшествия: участники дорожного движения, сотрудники ГИБДД, работники дорожных служб и др.

В городах на догоспитальном этапе первую медицинскую помощь получают 78,9% пострадавших при ДТП, а на федеральных автомобильных дорогах - только 37,9%. На месте происшествия погибает свыше 20% из-за неоказания медицинской помощи.

Примерно в 15% случаев пострадавшие, зажатые деформированными конструкциями транспортных средств, нуждаются в оказании медицинской помощи до того, как спасатели начнут извлекать их из поврежденных автомобилей, а значит время, затрачиваемое на выполнение спасательных работ, может иметь трагические последствия для пострадавших. Как установлено специалистами, при оказании помощи в течение первых 9 минут удается спасти жизнь 90% пострадавшим, через 18 - только 15%.

Сегодня для обеспечения удобного доступа врача к пострадавшему в деформированном автомобиле требуется 20-30 минут. Применение современных спасательных инструментов позволяет сократить это время до 5-10 минут.

К сожалению, не получила необходимого развития система спасения и эвакуации пострадавших с места происшествия. Несмотря на проводимые меры, существуют нерешенные проблемы, особенно в оказании медицинской помощи пострадавшим в первый, так называемый “золотой” час после ДТП.

Большие расстояния; отсутствие связи; неразвитость других средств и способов передачи информации о возникновении ДТП; отдаленность медицинских учреждений от дорог федерального значения; плохие оснащенность и подготовленность немедицинского персонала, участвующего в обеспечении безопасности дорожного движения, по оказанию первой помощи; отсутствие системы оперативного взаимооповещения и четкого взаимодействия между службами здравоохранения, подразделениями ГИБДД и МЧС, транспортными и дорожными организациями - все эти факторы приводят к большим человеческим потерям при ДТП.

Квалифицированную и специализированную помощь пострадавшим при ДТП оказывают лечебно-профилактические учреждения, закрепленные Минздравом России за федеральными дорогами, однако, укомплектованность квалифицированными специалистами недостаточна. Так, в городах в 86% случаев помощь оказывают врачи скорой медицинской помощи, на междугородных трассах в 74,5% - фельдшера.

На высокий уровень летальности определяющее влияние оказывает тот факт, что основное число пострадавших при ДТП были доставлены в лечебные учреждения попутным транспортом. При транспортировке попутным транспортом до поступления в лечебное учреждение погибает 82,6% граждан, при транспортировке машиной скорой помощи - 66,3%, бригадой реанимации - 17,4%.

Как показывает выборочный анализ, например, в Калужской и Нижегородской областях основным видом транспорта, доставляющего пострадавших в ДТП на федеральных автомобильных дорогах в стационар, является попутный транспорт (от 60 до 70%), или участвовавший в ДТП (от 2,2 до 3,4%). Сроки доставки в лечебные учреждения колеблются в значительных пределах от 10 до 40 минут. В срок до 30 минут, когда необходимо оказать максимальный объем медицинской помощи для сохранения жизни больного, в лечебные учреждения доставляется только 30% пострадавших.

Одним из важных факторов, оказывающих реальное влияние на безопасность дорожного движения, является состояние здоровья водителя. Интенсификация дорожного движения, значительное увеличение количества автотранспортных средств предъявляют к водителям высокие требования в плане здоровья, в том числе его психологического состояния. Своевременно определить нарушения и отклонения в состоянии здоровья возможно лишь при регулярном прохождении медицинских осмотров. Этому в немалой степени способствуют мероприятия, определенные "Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации". Концепция предусматривает совершенствование первичной медицинской помощи таким образом, чтобы каждый гражданин в обязательном порядке был прикреплен к единому лечащему врачу, ответственному не только за его состояние здоровья и профилактику заболеваний, но и за допуск его к профессии и иным видам деятельности, связанным с воздействием вредных факторов, либо повышенной опасностью для гражданина и окружающих. К таким видам деятельности относится и управление транспортным средством. Снижение уровня дорожно-транспортного травматизма в немалой степени зависит от уровня подготовленности лиц, чья деятельность связана с функционированием транспортно-дорожного комплекса.

В 1999 году Минздравом России разработана и согласована с Минобразованием России “Примерная программа и учебный план по оказанию первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях для специальной подготовки водителей транспортных средств различных категорий”, которая введена в программу обучения водителей. Осуществляется разработка методических рекомендаций, которые помогут освоить основные приемы оказания такой помощи.

В настоящее время Минздравом России проводится тесное сотрудничество и с Российским обществом Красного Креста по обучению водителей оказанию первой медицинской помощи пострадавшим и созданию мотивации к ее осуществлению.

Вместе с тем, уровень подготовки водителей автотранспортных средств к оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП остается недостаточным, ввиду того, что образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку водителей, занятия по курсу само- и взаимопомощи ограничиваются только теоретической его частью.