О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации

6. Состояние и основные направления повышения
дорожно-транспортной культуры населения


Причиной ДТП является комплекс факторов, одновременно воздействующих в процессе дорожного движения. В то же время следует признать, что именно "человеческий фактор", неадекватное поведение человека чаще всего становится источником опасности на дороге, является основной причиной дорожно-транспортных происшествий.

Каждый участник дорожного движения, а в настоящее время термин "участник дорожного движения" применим практически к каждому гражданину страны, является очевидцем многих нарушений, совершаемых другими участниками дорожного движения. При этом, к сожалению, на практике значительное число нарушений не пресекается. Это способствует тому, что, с одной стороны, водители начинают относиться к таким нарушениям как к обыденному, рядовому явлению. А с другой стороны, часть участников дорожного движения с неустойчивыми социальными установками теряет побудительный мотив к соблюдению правил дорожного движения, так как они не наблюдают негативных последствий подобной противоправной модели поведения.

Массовость нарушений ПДД свидетельствует о том, что сложившаяся система государственного и общественного воздействия на сознание участников дорожного движения недостаточно эффективна. Административные методы предупреждения дорожно-транспортных происшествий, являясь в целом эффективной формой профилактики, тем не менее, из-за массового характера правонарушений в дорожном движении, во многом исчерпали себя.

В связи с этим формирование правосознания участников дорожного движения и, прежде всего водителей, воспитание в духе уважения к нормам и правилам в дорожном движении является одной из важнейших задач в деятельности органов государственного управления, общественных и иных организаций, заинтересованных в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения.

По оценкам специалистов может быть выделен ряд психофизиологических факторов, оказывающих влияние на совершение дорожно-транспортных происшествий водителями. К ним относятся: низкая способность прогнозирования опасных ситуаций на дороге во время движения, неумение одновременно оценивать всю совокупность параметров, характеризующих собственное движение и движение окружающего транспорта, а также внешние факторы: состояние дороги, расположение дорожных знаков, дорожной разметки, движение пешеходов, сигналы светофоров и пр. Как показывает анализ, большая группа водителей неспособна заблаговременно принимать адекватные решения и чувствовать опасность, склонна к излишнему риску или действию с опозданием.

Одним из существенных субъективных факторов, влияющих на состояние аварийности в стране, является правовой нигилизм и игнорирование требований безопасности. Социологические исследования показывают, что одна треть опрошенных водителей не соотносит свои действия с интересами других участников движения, преследуя на дороге, прежде всего, личностные, эгоистические цели. Каждый четвертый водитель согласен с тем, что многие водители отвыкли от дисциплины и порядка на дорогах, зачастую нарушают правила дорожного движения по привычке. Что касается пешеходов, то три четверти опрошенных признают, что при переходе проезжей части они не руководствуются сигналами светофора, а каждый пятый утверждает, что вообще переходит дорогу там, где удобнее.

Мониторинг общественного мнения свидетельствует о напряженных отношениях между водителями и пешеходами. Так, более трети пешеходов высказывают мнение, что им становится труднее находить компромиссы с водителями, которые все более агрессивно ведут себя на дороге. В свою очередь, водители упрекают пешеходов в безответственном поведении на дороге, нередко приводящем к аварийным ситуациям. Взаимное противодействие этих групп участников движения, как правило, способствует созданию опасной обстановки на дорогах, что и приводит к многочисленным конфликтам, и как следствие - к ДТП.

Анкетный опрос водителей индивидуальных автомобилей и инспекторов Дорожно-патрульной службы ГИБДД показывает, что абсолютное большинство водителей вполне осознанно идет на нарушение ПДД (не нарушали правила в течение месяца менее 10%).

Почти половина опрошенных водителей, а кроме того более 70% из числа осужденных водителей считают, что нарушать правила их "заставляла" сама дорожная ситуация (плохое состояние дорог, недостатки в организации движения, высокая интенсивность движения и т.п.). Второй по значимости причиной, вынуждающей нарушать правила, по мнению всех опрошенных, явилась спешка, третьей - неверная оценка и ошибочное предвидение развития дорожной ситуации, четвертой - отвлечение внимания водителя. К пятой причине респонденты отнесли нечеткость формулирования ряда положений ПДД.

Анализ опросов также свидетельствует, что в среднем пятая часть опрошенных водителей управляли транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. В Ставропольском крае, Московской, Пензенской и Ростовской областях доля респондентов, утвердительно ответивших на этот вопрос, составила 30% и более.

Управляя транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, водители, как правило, сознают, что совершают правонарушение. Однако почти четвертая их часть надеялась, что они не будут замечены и наказаны, а пятая - что алкоголь не повлияет на качество вождения и оценку дорожной ситуации.

Исторический опыт формирования общественного сознания и форм поведения широких масс населения на основе социально-психологических и философских систем, в том числе религиозных учений, различных духовных концепций и т.д. позволяет сделать вывод о возможности массового изменения в характере поведения людей. Закономерности общественного поведения людей, сопоставление их с условиями и особенностями деятельности человека в таком массовом социальном процессе, как дорожное движение позволяет выделить основные положения, реализация которых может дать положительный результат в деле законопослушного воспитания участников дорожного движения.

Первое. Обеспечить глубокое осознание каждым человеком объективно существующей опасности в дорожном движении, целенаправленное разрушение часто встречающихся иллюзий безопасности и вседозволенности, мешающих формированию правильного поведения людей на улицах и дорогах.

Второе. Добиться сознательного понимания каждым участником дорожного движения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и, прежде всего, коренящихся в самом человеке.

Третье. Обеспечить достижение твердой уверенности в том, что при рациональном, грамотном поведении, при соблюдении ПДД можно избежать или свести к минимуму вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Четвертое. Формирование правосознания участников дорожного движения при проведении пропагандистских кампаний, мероприятий, целенаправленных на закрепление положительных стереотипов их поведения в сфере дорожного движения.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения не может быть решена без поддержки самых широких слоев населения. В ходе социальных и экономических реформ происходит все большее осознание важности и необходимости учета мнения общественности в процессе реализации управленческих решений, целевых программ и проектов.

Исходя из этого, при определении направлений формирования правового поведения людей в дорожном движении должна проводиться дифференцированная пропаганда, ориентированная на разные социальные и возрастные категории населения.

Пропагандистско-разъяснительная работа с населением должна вестись постоянно, начиная с детского (дошкольного) возраста, и быть направленной, прежде всего, на привитие понимания потенциальной опасности, связанной с возможными негативными последствиями событий в дорожном движении, формирование отрицательного отношения в обществе к нарушителям норм, правил и стандартов в сфере безопасности дорожного движения. Кроме того, пропагандистские мероприятия в сфере дорожного движения должны нести в себе целевую установку воспитательного воздействия на формирование нравственно-правовых убеждений и потребностей в правосознании, необходимости выполнять требования правил дорожного движения и других правовых норм.

Во взаимоотношениях участников дорожного движения должны реализовываться идеи социального партнерства, оказания помощи, защиты прав и интересов. В этой работе важным этапом является систематическое измерение динамики общественного мнения как состояния массового сознания населения о деятельности субъектов обеспечения безопасности дорожного движения и целенаправленное формирование средствами пропаганды позитивного общественного мнения.

Следует отметить, что за последние пять лет информационно-пропагандистское направление в деятельности субъектов управления на всех уровнях управленческой вертикали получило существенное развитие. В каждом субъекте Российской Федерации выпускаются печатные издания, выходят в эфир радио- и телепередачи, проводятся конкурсы, викторины, спортивные соревнования, игры и другие мероприятия.

Только в рамках Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в России" в течение 1997-1999 годов созданы и показаны на Центральном телевидении 12 рекламных роликов, 6 мультипликационных фильмов, учебные видеофильмы "Установка на безопасность" и "Оказание доврачебной помощи пострадавшим в ДТП" (эти фильмы были направлены во все субъекты Российской Федерации), подготовлены телепрограммы "На дорогах России", "Место происшествия" (24 выпуска).

Особое внимание уделяется вопросам предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Вопросы безопасности дорожного движения включены в проекты образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования. В настоящее время Минобразованием России разработано минимальное содержание образовательных программ начального общего и основного общего образования и требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников основной образовательной школы, которые являются компонентами образовательных стандартов.

В целях обеспечения образовательного процесса необходимыми учебно-методическими пособиями Минобразованием России при участии МВД России и МЧС России разработаны и изданы комплекты учебной литературы: учебники, пособия для учащихся и учителей для каждого класса общеобразовательной школы. Данные пособия прошли экспертизу, апробацию и в установленном порядке включаются в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобразованием России. Первый их выпуск был осуществлен в 1997-1998 годах.

Начиная с 2000 года, при содействии МВД России и Минобразования России издается тематическая ежемесячная газета "Добрая Дорога Детства", тираж которой превышает 20 тыс. экземпляров.

Два раза в год в период весенних и летних каникул осуществляются всероссийские профилактические операции "Внимание - дети!", в организации и проведении которых принимают участие подразделения органов внутренних дел, образования, здравоохранения, общества автомобилистов.

Только в августе-сентябре 2000 года в рамках данной операции было организовано 1,8 тыс. целенаправленных рейдов, 57 тыс. встреч и бесед с детьми и подростками, около 7 тыс. различных викторин и конкурсов.