Недействующий

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 438751-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", внесенный депутатами
Государственной Думы Л.А.Коршуновым, С.К.Смирновой



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается внести изменения в 21 законодательный акт Российской Федерации с целью дальнейшего совершенствования федерального законодательства в части разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

По законопроекту имеется ряд замечаний.

Так, предлагаемыми законопроектом изменениями предусматривается ведение ряда реестров (например, статьями 1, 2 законопроекта). Поскольку все реестры, ведение которых предусмотрено законопроектом, содержат персональные данные, а под обработкой персональных данных понимаются сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, то соответствующие положения законопроекта следует согласовать с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", регулирующим отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными органами.

Статьи 1 и 16 законопроекта предлагается дополнить абзацем следующего содержания:

"Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут передавать законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления полномочия по предоставлению указанных мер социальной поддержки. ".

Статьи 1, 11, 14 и 16 законопроекта предлагается дополнить абзацем следующего содержания:

"Осуществление за счет субвенций оплаты услуг почтовой связи и банковских услуг, оказываемых банками, определяемыми субъектами Российской Федерации в установленном законодательством порядке, а также оплаты услуг по доставке компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и (или) компенсации затрат на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и учреждений, находящихся в их ведении, в связи с осуществлением переданных им полномочий Российской Федерации производится в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.".

Статью 7 законопроекта, вносящую изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", представляется необходимым дополнить положением об исключении из указанного закона статьи 11_1 "Муниципальная пожарная охрана", так как создание муниципальной пожарной охраны не относится к обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Одновременно, учитывая важность проблемы пожарной безопасности для жизни людей, особенно в сельской местности, целесообразно более четко прописать полномочия муниципальных образований разных типов в этой сфере.

Следует устранить имеющиеся противоречия между предлагаемой в статье 7 законопроекта редакцией частей 1 и 2 статьи 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" и пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходя из того, что в городских округах первичные меры пожарной безопасности должны обеспечиваться на всей территории городского округа.

Статьей 8 законопроекта предлагается новая редакция главы IV Федерального закона "О библиотечном деле". При этом при перераспределении полномочий в сфере библиотечного дела между органами публичной власти различного уровня из названного Федерального закона законопроектом исключены полномочия, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 1 статьи 15 данного закона. Вместе с тем исключение указанных полномочий является нецелесообразным, поскольку эти полномочия не закреплены в иных законодательных актах Российской Федерации.

Кроме того, статьей 8 законопроекта предлагается дополнить Федеральный закон "О библиотечном деле" статьями 15_1 и 15_2, в соответствии с которыми к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относится реализация прав граждан на библиотечное обслуживание. Однако указанная формулировка нуждается в редакционном уточнении, исходя из того, что реализация права осуществляется субъектом права, в то время как органы власти создают необходимые для этого условия, тем самым обеспечивая реализацию соответствующих прав.

Статьей 10 законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 8 января 1998 года N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации". Представляется необходимым дополнить указанную статью положением о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе без согласования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере воздушного транспорта, перепрофилировать аэродромы, переданные в собственность субъектов Российской Федерации, или прекращать их эксплуатацию. При подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо разрешить правовую коллизию, возникающую между данным законопроектом и законопроектом N 434926-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части дополнения перечня полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, полномочием по содержанию и развитию аэропортов (аэродромов) гражданской авиации, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации).

Статьей 15 законопроекта Федеральный закон "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" дополняется положениями, касающимися полномочий органов местного самоуправления в области предупреждения распространения туберкулеза. При этом действующая редакция Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает отнесение полномочий по предупреждению распространения туберкулеза к вопросам местного значения. Кроме того, наименование главы II Федерального закона, в который предлагается внести указанные изменения, требует соответствующего уточнения.

Следует уточнить редакцию подпункта "б" пункта 1 и подпункта "б" пункта 2 статьи 17 законопроекта, исходя из того, что основанием досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления соответствующего муниципального образования должно быть не любое изменение численности избирателей муниципального образования, а лишь изменение, повлекшее увеличение соответствующей численности.

Положение подпункта "б" пункта 1 статьи 17 законопроекта о том, что изменение границ муниципального образования, повлекшее изменение численности избирателей муниципального образования более чем на 10 процентов, влечет досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления соответствующего муниципального образования, следует согласовать с частью 16 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляющей основания досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования.

В статье 20 законопроекта следует уточнить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и не составляющих единого производственно-технологического комплекса, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких субъектов Российской Федерации и потребители каждого из этих субъектов Российской Федерации потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.

В целях определения финансового обеспечения нотариальной деятельности органов местного самоуправления необходимо дополнить законопроект новой статьей, предусматривающей внесение изменений в главу V Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 (далее - Основы).

В указанной новой статье законопроекта следует уточнить наименование главы V Основ, заменив в нем слова "деятельности нотариусов" словами "нотариальной деятельности". Кроме того, в статью 22 Основ следует внести следующие изменения: в наименовании статьи слово "нотариусами" заменить словами "при осуществлении нотариальной деятельности"; в части первой статьи слово "взимает" заменить словами "органы местного самоуправления, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают"; в части третьей перед словами "а также" дополнить словами "органы местного самоуправления, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ".

Частью 1 статьи 22 законопроекта предусматривается, что данный федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Вместе с тем следует учитывать, что положения законопроекта, устанавливающие расходные полномочия органов власти, должны вступать в силу только с начала очередного финансового года при условии их финансового обеспечения в соответствии с законом (решением) о бюджете.

По тексту законопроекта имеется и ряд других замечаний.

Как следует из законопроекта, в случае его принятия потребуется разработка нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, что не отражено в перечне актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий".

На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает представленный законопроект при условии его доработки.

Руководитель Аппарата
Правительства Российской Федерации -
Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации
С.Нарышкин


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка