Примечание: | В отношении переносных цистерн и многоэлементных газовых контейнеров ООН (МЭГК) см. главу 6.7; в отношении вагонов-цистерн, съемных цистерн, контейнеров-цистерн и съемных кузовов-цистерн, котлы которых изготовлены из металла, а также вагонов-батарей и многоэлементных газовых контейнеров (МЭГК), за исключением МЭГК ООН, см. главу 6.8; в отношении вакуумных цистерн для отходов см. главу 6.10. | |
6.9.1 | ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ | |
6.9.1.1 | Контейнеры-цистерны из волокнита должны проектироваться, изготавливаться и испытываться в соответствии с программой обеспечения качества, утвержденной компетентным органом; в частности, работы по ламинированию и нанесению покрытий из термопластика должны выполняться квалифицированным персоналом в соответствии с процедурой, утвержденной компетентным органом. | |
6.9.1.2 | В отношении конструкции и испытаний контейнеров-цистерн (съемных кузовов-цистерн) из волокнита применяются положения п.п.6.8.2.1.1, 6.8.2.1.7, 6.8.2.1.13, 6.8.2.1.14 а) и б), 6.8.2.1.15, 6.8.2.1.25, 6.8.2.1.27 и 6.8.2.2.3. | |
6.9.1.3 | Для контейнеров-цистерн (съемных кузовов-цистерн) из волокнита не должны использоваться нагревательные элементы. | |
6.9.1.4 | (зарезервировано) | |
6.9.2 | КОНСТРУКЦИЯ | |
6.9.2.1 | Котлы должны изготавливаться из подходящих материалов, которые должны быть совместимы с подлежащими перевозке веществами при рабочих температурах от минус 40°C до +50°C, если компетентным органом страны, по территории которой осуществляется перевозка, для конкретных климатических условий не установлены иные температурные интервалы. | |
6.9.2.2 | Стенки котла должны состоять из следующих элементов: | |
6.9.2.2.1 | Внутренняя облицовка - это внутренняя часть стенок котла, служащая первым предохранительным слоем, рассчитанным на длительное сопротивление химическому воздействию перевозимых веществ и препятствующим любой опасной реакции с содержимым или образованию опасных соединений, а также любому существенному ослаблению прочности конструктивного слоя в результате диффузии продукта через внутреннюю облицовку. | |
6.9.2.2.2 | Облицовка из волокнита должна включать: | |
а) поверхностный слой ("гель-покрытие") - поверхностный слой с достаточным содержанием смол, армированный покрытием, совместимым со смолой и содержимым. Этот слой должен содержать не более 30% волокна по массе и иметь толщину от 0,25 до 0,60 мм; | ||
6.9.2.2.3 | Термопластичная облицовка должна состоять из упомянутых в п.6.9.2.3.4 термопластичных листов, свариваемых в требуемую форму и связываемых с конструктивными слоями. Прочное связывание облицовки с конструктивным слоем достигается путем использования соответствующего клея. | |
Примечание: Для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей в соответствии с п.6.9.2.14 может потребоваться принятие дополнительных мер в отношении внутреннего слоя с целью предотвращения накопления электростатических зарядов. | ||
6.9.2.2.4 | Конструктивный слой котла - это слой, который специально рассчитан в соответствии с п.п.6.9.2.4-6.9.2.6 таким образом, чтобы выдерживать механические напряжения. Эта часть котла, как правило, состоит из нескольких армированных волокном слоев, располагаемых в заданных направлениях. | |
6.9.2.2.5 | Наружный слой является частью котла, которая подвержена непосредственному атмосферному воздействию. Он состоит из слоя с высоким содержанием смол, имеющего толщину не менее 0,2 мм. При толщине более 0,5 мм должен использоваться мат. Содержание стекла в таком слое должно составлять не менее 30% по массе, и этот слой должен быть способен выдерживать внешние воздействия, в частности случайный контакт с перевозимым веществом. Смола должна содержать наполнители или добавки, обеспечивающие защиту конструктивного слоя котла от разрушения под действием ультрафиолетового излучения. | |
6.9.2.3 | Исходные материалы | |
6.9.2.3.1 | Должны быть известны происхождение и характеристики всех материалов, используемых для изготовления контейнеров-цистерн (съемных кузовов-цистерн) из волокнита. | |
6.9.2.3.2 | Смолы | |
6.9.2.3.3 | Армирующие волокна | |
6.9.2.3.4 | Материал термопластичной облицовки | |
6.9.2.3.5 | Добавки | |
6.9.2.4 | Котлы, их крепежные устройства, а также их эксплуатационное и конструктивное оборудование должны рассчитываться таким образом, чтобы в течение расчетного срока эксплуатации выдерживать без потери содержимого (без учета количества газа, выходящего через устройства для сброса давления) следующие нагрузки: | |
6.9.2.5 | При нагрузках согласно п.п.6.8.2.1.14 а) и б), 6.8.2.1.15 и статических силах тяжести, вызываемых содержимым с максимальной плотностью, указанной для данного типа конструкции, а также при максимальной степени наполнения расчетное напряжение в продольном и поперечном направлениях в любой точке котла не должно превышать следующего значения: | |
, | ||
где: | ||
K =S x K x K x K x K , при этом K4 | ||
где: | ||
K - коэффициент ухудшения свойств материала вследствие ползучести или старения и в результате химического воздействия веществ, подлежащих перевозке. Этот коэффициент рассчитывается по формуле:
| ||
6.9.2.6 | При динамических нагрузках, указанных в п.6.8.2.1.2, величина расчетного напряжения не должна превышать значение, предписанное в п.6.9.2.5, разделенного на коэффициент . | |
6.9.2.7 | При нагрузках, упомянутых в п.п.6.9.2.5 и 6.9.2.6, удлинение в любом направлении не должно превышать наименьшую из следующих величин: 0,2% или 0,1 относительного удлинения при разрыве смолы. | |
6.9.2.8 | При указанном испытательном давлении, которое должно быть не меньше соответствующего расчетного давления, предписанного в п.п.6.8.2.1.14 а) и б), 6.8.2.1.15 максимальное растяжение котла не должно превышать величину удлинения при разрыве смолы. | |
6.9.2.9 | Котел должен быть способен выдерживать испытания на удар сбрасываемым шаром в соответствии с п.6.9.4.3.3 без каких-либо видимых признаков внутреннего или внешнего разрушения. | |
6.9.2.10 | Покрытие из слоистого материала в местах соединений, включая соединительные стыки днищ, а также соединительные стыки волногасителей и перегородок с котлом, должно быть способно выдерживать указанные выше статические и динамические нагрузки. Во избежание концентрации напряжений в покрытии из слоистого материала применяемая конусность не должна превышать значения 1:6. Прочность на сдвиг () в местах соединения покрытия из слоистого материала с элементами цистерны должна составлять не менее ,
| |
- длина участка покрытия из слоистого материала; | ||
6.9.2.11 | Отверстия в котле должны быть усилены, с тем чтобы обеспечивались по меньшей мере такие же коэффициенты запаса прочности при воздействии статических и динамических нагрузок, указанных в п.п.6.9.2.5 и 6.9.2.6, как и коэффициенты для самого котла. Количество отверстий должно быть минимальным. Отношение осей овальных отверстий не должно превышать 2. | |
6.9.2.12 | При проектировании прикрепляемых к котлу фланцев и трубопроводов необходимо также учитывать нагрузки, возникающие при погрузочно-разгрузочных операциях и затяжке болтов. | |
6.9.2.13 | Контейнер-цистерна (съемный кузов-цистерна) должен быть сконструирован таким образом, чтобы без значительной потери содержимого выдерживать воздействие внутреннего избыточного давления при полном охвате пламенем в течение 30 мин в соответствии с требованиями к испытаниям, предусмотренным в п.6.9.4.3.4. С согласия компетентного органа эти испытания можно не проводить, если на основе результатов испытаний контейнеров-цистерн (съемных кузовов-цистерн) сопоставимой конструкции могут быть представлены достаточные данные о надежности конструкции контейнера-цистерны (съемного кузова-цистерны). | |
6.9.2.14 | Специальные требования к перевозке веществ с температурой вспышки не выше 60°C | |
6.9.2.14.1 | Величина поверхностного сопротивления на внутренней и наружной поверхностях котла, установленная путем измерений, не должна превышать 10 Ом. Этого можно достичь путем использования добавок к смоле или межслоевых электропроводных листов, таких, как металлическая или углеродная сетка. | |
6.9.2.14.2 | Сопротивление разряду на землю, установленное путем измерений, не должно превышать 10 Ом. | |
6.9.2.14.3 | Все элементы котла должны быть соединены друг с другом, с металлическими деталями эксплуатационного и конструктивного оборудования контейнера-цистерны (съемного кузова-цистерны). Сопротивление между контактирующими элементами и оборудованием не должно превышать 10 Ом. | |
6.9.2.14.4 | Первоначальное измерение поверхностного сопротивления и сопротивления разряду на землю производится на каждом изготовленном контейнере-цистерне (съемном кузове-цистерне) или образце котла согласно процедуре, признанной компетентным органом. | |
6.9.2.14.5 | Измерение сопротивления разряду на землю должно производиться в ходе периодической проверки каждого контейнера-цистерны (съемного кузова-цистерны) в соответствии с процедурой, признанной компетентным органом. | |
6.9.3 | ЭЛЕМЕНТЫ ОБОРУДОВАНИЯ | |
6.9.3.1 | Применяются требования п.п.6.8.2.2.1, 6.8.2.2.2 и 6.8.2.2.4-6.8.2.2.8. | |
6.9.3.2 | Кроме того, применяются специальные положения раздела 6.8.4 б) (ТЕ), если они указаны для соответствующей позиции в колонке 13 таблицы А главы 3.2. | |
6.9.4 | ИСПЫТАНИЯ И ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ТИПА КОНСТРУКЦИИ | |
6.9.4.1 | Для любой конструкции контейнера-цистерны (съемного кузова-цистерны) из волокнита материалы, из которых она изготавливается, и прототип (испытательный образец) должны пройти описанные ниже испытания типа конструкции. | |
6.9.4.2 | Испытания материалов | |
6.9.4.2.1 | Для используемых смол определяются величина относительного удлинения при разрыве в соответствии со стандартом EN ISO 527-5:1997 и температура тепловой деформации в соответствии со стандартом ISO 75-1:1993. | |
6.9.4.2.2 | Для образцов, вырезанных из котла, определяются указанные ниже параметры. Если образцы вырезать невозможно, то разрешается использовать образцы, изготовленные параллельно (одновременно по единой технологии). Перед проведением испытаний все покрытия снимаются. | |
6.9.4.2.3 | Прочность межслоевых соединений на сдвиг измеряется в ходе испытания отобранных образцов на прочность - на растяжение в соответствии со стандартом EN ISO 14130:1997. | |
6.9.4.2.4 | Химическая совместимость материала котла с веществами, подлежащими перевозке, должна быть доказана с помощью одного из нижеследующих методов по согласованию с компетентным органом. Такое доказательство должно касаться всех аспектов совместимости материалов котла и его оборудования с подлежащими перевозке веществами, включая ухудшение химических свойств материала котла, начало критических реакций в содержащемся веществе и опасные реакции между котлом и содержимым. | |
С помощью достоверных и документированных данных о положительном опыте, свидетельствующем о совместимости перевозимых веществ с материалами стенок котла, соприкасающихся с этими веществами при заданных температурах, временных и других соответствующих условиях эксплуатации. | ||
6.9.4.3 | Испытания прототипа | |
6.9.4.3.1 | Прототип проверяется на предмет соответствия спецификации типа конструкции. Такая проверка включает внутренний и наружный визуальный осмотр и определение основных размеров. | |
6.9.4.3.2 | Прототип, оборудованный тензометрическими датчиками в местах, где требуется сопоставление опытных данных с расчетными характеристиками, подвергается следующим нагрузкам с регистрацией напряжений: | |
6.9.4.3.3 | Прототип подвергается испытанию падающим шаром в соответствии со стандартом EN 976-1:1997, N 6.6. При этом не должно быть видимых повреждений внутри или снаружи контейнера-цистерны (съемного кузова-цистерны). | |
6.9.4.3.4 | Прототип с его эксплуатационным и конструктивным оборудованием, наполненный водой до 80% его максимальной вместимости, подвергается в течение 30 мин полному охвату пламенем с использованием открытого резервуара, наполненного печным топливом, или любым другим способом, оказывающим такое же воздействие. Резервуар должен иметь размеры, превышающие размеры контейнера-цистерны (съемного кузова-цистерны) не менее чем на 50 см с каждой стороны, а расстояние между уровнем поверхности топлива и котлом контейнера-цистерны (съемного кузова-цистерны) должно находиться в пределах 50-80 см. Остальные элементы цистерны, расположенные ниже уровня жидкости, включая отверстия и запорные устройства, должны оставаться герметичными, за исключением незначительного просачивания. | |
6.9.4.4 | Официальное утверждение типа конструкции | |
6.9.4.4.1 | Компетентный орган или назначенный им орган выдает на каждый новый тип контейнера-цистерны (съемного кузова-цистерны) свидетельство о том, что | |
конструкция соответствует своему назначению и удовлетворяет требованиям настоящей главы, касающимся изготовления и оборудования, а также специальным положениям, применимым к подлежащим перевозке веществам. | ||
6.9.4.4.2 | Свидетельство должно основываться на расчетах и протоколе испытаний, включая результаты всех испытаний материалов и прототипа, а также результаты сопоставления с расчетными параметрами. В нем должны указываться тип конструкции и программа обеспечения качества. | |
6.9.4.4.3 | В свидетельстве должны указываться вещества или группа веществ, в отношении которых гарантируется совместимость с материалами контейнера-цистерны (съемного кузова-цистерны). Должны быть указаны их химические наименования или наименование соответствующей позиции (см. п.2.1.1.2), а также их класс и классификационный код. | |
6.9.4.4.4 | В свидетельстве должны также указываться установленные расчетные и предельные величины (такие, как срок эксплуатации, интервал рабочих температур, величины рабочих и испытательных давлений, данные о материалах) и меры предосторожности, которые должны приниматься при изготовлении, испытании, официальном утверждении типа, маркировке и эксплуатации контейнера-цистерны (съемного кузова-цистерны), изготовленного в соответствии с утвержденным типом конструкции. | |
6.9.5 | ПРОВЕРКИ | |
6.9.5.1 | Испытания материалов и проверки каждого контейнера-цистерны (съемного кузова-цистерны), изготовленного в соответствии с официально утвержденным типом конструкции, проводятся согласно нижеследующим требованиям. | |
6.9.5.1.1 | Испытания материалов в соответствии с п.6.9.4.2.2 проводятся на образцах, взятых из котла, за исключением испытания на растяжение, а также испытания на ползучесть при изгибе, при котором время испытания сокращается до 100 ч. Образцы, изготовленные параллельно (одновременно по единой технологии), могут использоваться лишь тогда, когда их невозможно вырезать из котла. Должны соблюдаться значения, принятые для утвержденного типа конструкции. | |
6.9.5.1.2 | Перед началом эксплуатации котлы и их оборудование должны пройти совместно или раздельно первоначальную проверку. Эта проверка должна включать: | |
6.9.5.2 | При периодической проверке контейнеров-цистерн (съемных кузовов-цистерн) применяются требования п.п.6.8.2.4.2-6.8.2.4.4. Кроме того, проверка, проводимая в соответствии с п.6.8.2.4.3, должна включать осмотр внутреннего состояния котла. | |
6.9.5.3 | Испытания и проверки в соответствии с п.п.6.9.5.1 и 6.9.5.2 должны проводиться экспертом, уполномоченным компетентным органом. Экспертом, уполномоченным компетентным органом, выдается заключение о результатах испытаний и проверок. В заключении должен содержаться перечень веществ, допущенных к перевозке в данном контейнере-цистерне (съемном кузове-цистерне) в соответствии с п.6.9.4.4. | |
6.9.6 | МАРКИРОВКА | |
6.9.6.1 | Требования п.6.8.2.5 применяются к маркировке контейнеров-цистерн (съемных кузовов-цистерн) из волокнита со следующими изменениями: | |
6.9.6.2 | Кроме того, применяются специальные положения раздела 6.8.4 д) (ТМ), если они указаны для соответствующей позиции в колонке 13 таблицы А главы 3.2. |