О Концепции государственной политики в отношении молодой семьи

6. Ресурсное обеспечение реализации Концепции
 государственной политики в отношении молодой семьи


Организационно-управленческое обеспечение реализации Концепции достигается постоянной целенаправленной специально организованной деятельностью различных государственных и муниципальных структур и, в первую очередь, органов исполнительной власти и управления всех уровней. Исходя из того, что проблемы молодой семьи носят межведомственный характер, целесообразно повышение статуса исполнительных структур органов управления семейной политикой, молодежной политикой, а также структурных подразделений, занимающихся вопросами социальной политики в отношении семьи, в федеральных органах социальной направленности.

Высоко приоритетной является государственная поддержка программ деятельности центров (клубов) молодых семей, общественных объединений, благотворительных фондов и других негосударственных (неправительственных) структур, занимающихся проблемами молодой семьи. Для региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления объективно необходима координация на принципах социального партнерства деятельности всех государственных организаций, общественных объединений и коммерческих структур, связанных с решением проблем молодых семей.

Реализации Концепции способствует организация эффективного управления, мониторинга и общественно-государственного контроля выполнения всех социальных целевых программ, в той или иной степени затрагивающих интересы молодой семьи.

Нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции достигается совершенствованием федеральных законов и нормативных правовых актов, определяющих деятельность органов и учреждений государственно-общественной системы, которые осуществляют целенаправленную деятельность по укреплению и развитию молодой семьи. Для этого необходимо:

внести изменения и дополнения в Указ Президента Российской Федерации N 712 от 14 мая 1996 года "Об основных направлениях государственной семейной политики";

разработать и принять федеральный закон "О государственной поддержке семей в Российской Федерации", предусмотрев в нем, прежде всего, комплексные меры поддержки молодых и многодетных семей, а также разработать и принять постановление Правительства Российской Федерации "О мерах государственной поддержки молодой семьи";

совершенствовать федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам поддержки молодых семей в строительстве и приобретении жилья (предоставление субсидий, беспроцентных ссуд, ипотечных кредитов, развитие накопительно-кооперативных схем, внедрение механизмов аренды государственного и муниципального жилья и других способов улучшения жилищных условий молодых семей и др.);

привести нормативные акты субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством, регулирующим основы семейной политики, государственную поддержку молодой семьи;

усилить государственный контроль соблюдения законодательства Российской Федерации в части защиты прав и интересов молодой семьи, работающих членов семьи в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе и в случае прекращения трудового договора (контракта) и безработицы;

обеспечить общественную экспертизу всех вносимых в Государственную Думу РФ законопроектов с позиций оценки их влияния на положение молодой семьи и создание условий для выполнения ею своих функций.

Важным резервом развития молодой семьи является повышение ее правовой культуры, для повышения которой необходима разработка системы просвещения, обеспечивающей информированность молодежи о правах на государственную поддержку всех членов молодой семьи в сферах труда, здравоохранения, образования, социального обеспечения, социального обслуживания и др.

Финансовое обеспечение реализации Концепции достигается механизмом целевого финансирования государственной семейной политики, включающего специальные инструменты решения специфических проблем молодой семьи, и призванного в полной мере выполнить федеральные и региональные социальные гарантии за счет федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также за счет региональных бюджетов и привлечения внебюджетных средств. Дополнительным инструментом финансового обеспечения реализации Концепции могут стать федеральные и региональные фонды поддержки молодой семьи, в том числе частные и благотворительные и страховые фонды.

Информационно-аналитическое обеспечение реализации Концепции достигается:

формированием системы постоянного мониторинга демографических, социально-экономических, правовых, социально-психологических, воспитательно-образовательных и других проблем молодой семьи при проблемно-целевой и содержательно-тематической координации научных исследований различных научных и научно-исследовательских учреждений федерального и регионального уровней;

подготовкой ежегодных национальных докладов о положении российских семей с обязательным выделением в них раздела о молодых семьях в целях информирования федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного управления, общественных организаций и населения о проблемах семей;

совершенствованием социальной и демографической статистики, отражающей положение семей, с включением в реестр ежегодной государственной статистики информации о состоянии и тенденциях развития молодых семей;

разработкой и реализацией внеэкономических мер по усилению мотивации к рождению детей в российских семьях и обеспечению более благоприятных условий для их воспитания, образования, физического и духовного развития, предусмотрев периодическое наращивание этих мер с целью постоянного подкрепления их стимулирующего влияния; созданием государственной системы духовно-нравственного воспитания молодежи в целях возрождения семейных, родовых традиций;

проведением на регулярной основе информационно-пропагандистских мероприятий, направленных на повышение информированности органов власти и населения о демографической ситуации в стране, ее тенденциях и следствиях; на пропаганду здорового образа жизни и опыта жизнедеятельности социально-благополучных молодых семей; на профилактику разводов, заболеваний, алкоголизации, наркомании, курения;

совершенствованием социальной рекламы на основе конкурсов телевизионных программ и материалов периодической печати по освещению положительного опыта деятельности государственных структур и общественных учреждений в реализации Концепции государственной политики в отношении молодых семей.

Кадровое обеспечение реализации Концепции достигается:

совершенствованием подготовки и переподготовки научных и научно-педагогических кадров, а также специалистов широкого профиля с целью профессиональной реализации государственной семейной политики;

включением в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности "Организация работы с молодежью" учебных дисциплин по работе с молодой семьей, а также введением в рамках данной специальности специализаций, направленных на подготовку специалистов по работе с молодой семьей;

введением в структуру социальных институтов, ориентированных на работу с семьями, должностей "семейный социальный работник" и "семейный социальный педагог", осуществив специализированную подготовку специалистов этого профиля в системе высшего профессионального образования.