Действующий

О Программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР

III. Система мероприятий и этапы реализации Программы

С целью решения поставленных задач осуществлен комплекс исследований по следующим направлениям:

- оценка ресурсной базы для развития газовой промышленности;

- оценка добывных возможностей базовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока;

- прогноз потребности Восточной Сибири и Дальнего Востока в топливно-энергетических ресурсах, конкурентоспособности энергоносителей и уровня цен на топливо по регионам;

- формирование сценариев внутреннего спроса на газ в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока и прогноз рынка газа стран АТР;

- формирование перспективных балансов добычи и потребления газа в регионе;

- этапы освоения газовых ресурсов и принципиальная схема развития газотранспортной системы региона;

- предложения по созданию газоперерабатывающих мощностей;

- оценка потребности в инвестициях;

- оценка экономической эффективности и социально-экономических результатов реализации Программы;

- комплекс мер по государственной поддержке Программы.

- Были определены целевые индикаторы выполнения задач Программы:

- внутреннее потребление газа в регионе;

- доля газа в региональном балансе котельно-печного топлива (КПТ);

- объемы экспорта природного газа и сжиженного природного газа (СПГ);

- объем газа, направляемого на газохимию.

Значения указанных целевых индикаторов приведены в табл.1.     

Для достижения целей Программы предполагается разработку газовых ресурсов восточных районов страны осуществлять путем формирования новых центров газодобычи:

- Сахалинский центр газодобычи на базе месторождений шельфовой зоны острова Сахалин для газоснабжения Сахалина, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области, а также экспортных поставок трубопроводного и сжиженного природного газа в страны АТР;

- Якутский центр газодобычи на базе Чаяндинского месторождения для газификации южных районов Республики Саха (Якутия), Амурской области, а также для организации экспортных поставок трубопроводного газа в страны АТР;

- Иркутский центр газодобычи на базе месторождений Иркутской области для удовлетворения существующей потребности в газе потребителей индустриального пояса Иркутской области, Читинской области и Республики Бурятия и при необходимости для поставок газа в ЕСГ;

- Красноярский центр газодобычи на базе месторождений Красноярского края для удовлетворения существующей потребности в газе потребителей Красноярского края, а также при необходимости для поставок газа в ЕСГ.

Спрос на природный газ в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока определялся с учетом прогнозных макроэкономических параметров социально-экономического развития региона, при условии формирования рынка газа на основе эффективной межтопливной конкуренции. В соответствии с проведенными оценками поставки газа на внутренний рынок востока России (без учета технологических нужд) превысят к 2020 году - 27 млрд.м в год, к 2030 году - 32 млрд.мв год, а с учетом развития газоперерабатывающих производств - 41 и 46 млрд.м в год (с учетом Норильского промузла) соответственно. Доля газа в региональном балансе КПТ возрастет более чем в 6 раз и достигнет 38,5%. Поставки в ЕСГ газа Восточной Сибири могут составить до 35 млрд.м(3) в год.

Прогнозные объемы спроса на российский газ в странах АТР определены на основе прогнозов ведущих международных информационно-аналитических агентств и факторного анализа. Суммарный экспорт природного газа по трубопроводам в КНР и Республику Корея с 2020 года и далее сможет составить 25-50 млрд.м, а объемы поставок российского сжиженного природного газа (СПГ) в страны АТР в 2020 году составят 21 млрд.м, к 2030 году - 28 млрд.м.

Как ожидается, объемы добычи газа в регионе к 2020 году смогут возрасти более чем в 18 раз; к 2030 году - в 20 раз по сравнению с уровнем 2006 года (табл.2).

Рекомендуемый в Программе вариант развития газовой промышленности на Востоке России позволяет адаптировать сроки реализации программных мероприятий к развитию рынка природного газа на востоке России и в странах АТР.