БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 18 июля 2007 года N 01-06/26709

О направлении Методических рекомендаций по проведению ведомственного контроля

(с изменениями на 15 августа 2007 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

письмом ФТС России от 15 августа 2007 года N 15-155/30642 (исправление технической ошибки).

____________________________________________________________________


В целях обеспечения единообразного подхода при осуществлении ведомственного контроля и реализации полномочий, определенных статьей 412 Таможенного кодекса Российской Федерации, направляем для использования в работе Методические рекомендации по проведению ведомственного контроля (далее - Методические рекомендации).

Начальникам таможенных органов обеспечить изучение прилагаемых Методических рекомендаций и использование их в практической деятельности подчиненными таможенными органами и их должностными лицами.

Письмо ФТС России от 13 октября 2005 года N 15-140/35809 "О разработке рекомендаций по применению статьи 412 ТК РФ" считать недействующим.

Руководитель
генерал-полковник таможенной службы
А.Ю.Бельянинов

     

Приложение
к письму ФТС России
от 18 июля 2007 года N 01-06/26709

     
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению ведомственного контроля

(с изменениями на 15 августа 2007 года)


I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по проведению ведомственного контроля (далее - Методические рекомендации) разработаны на основании Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст.2066; N 52 (ч.I), ст.5038; 2004, N 27, ст.2711; N 34, ст.3533; N 46 (ч.I), ст.4494; 2005, N 30 (ч.I), ст.3101; 2006, N 1, ст.15; N 3, ст.280; N 8, ст.854; N 52 (ч.II), ст.5504; 2007, N 1 (ч.I), ст.29 (далее - ТК России), Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года N 459 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 32, ст.3569) в целях обеспечения единообразного подхода при осуществлении ведомственного контроля и реализации полномочий, определенных статьей 412 ТК России, таможенными органами Российской Федерации.

2. Основные понятия, применяемые в настоящих Методических рекомендациях:

а) ведомственный контроль - деятельность таможенных органов и их должностных лиц, направленная на выявление и устранение нарушений, допускаемых нижестоящими таможенными органами и нижестоящими должностными лицами таможенных органов, при принятии решений и совершении действий (бездействия), связанных с выполнением задач и функций таможенных органов в сфере таможенного дела;

б) субъекты ведомственного контроля - вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа, наделенные правом отменять (изменять) не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации решения и принимать меры к неправомерным действиям (бездействию) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в сфере таможенного дела;

в) уполномоченные функциональные подразделения - подразделения вышестоящих таможенных органов и их должностные лица, которые в соответствии с компетенцией осуществляют ведомственный контроль принятых нижестоящими таможенными органами и нижестоящими должностными лицами таможенных органов решений и совершенных действий (бездействия) в сфере таможенного дела;

г) объекты ведомственного контроля - решения, действия (бездействие) нижестоящих таможенных органов и нижестоящих должностных лиц таможенных органов в сфере таможенного дела;

д) решение - акт волеизъявления таможенного органа или должностного лица таможенного органа, носящий индивидуальный характер, направленный непосредственно на возникновение (изменение, прекращение) правоотношений и влекущий определенные правовые последствия;

е) поводы для пересмотра в порядке ведомственного контроля решений, действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц - обстоятельства, свидетельствующие о необходимости проведения уполномоченным функциональным подразделением проверок, принятых решений и совершенных действий (бездействия) в сфере таможенного дела на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации;

ж) отмена решения - признание решения не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации в полном объеме и не подлежащим исполнению;

з) изменение решения - признание решения не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации в какой-либо части и внесение поправки в эту часть.

1. Задачи ведомственного контроля

3. Основными задачами ведомственного контроля являются:

а) выявление, устранение и предупреждение нарушений, совершаемых таможенными органами и их должностными лицами при принятии решений и совершении действий (бездействия), связанных с выполнением задач и функций таможенных органов в сфере таможенного дела;

б) восстановление прав и законных интересов лиц, нарушенных не соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации решениями, действиями (бездействием) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела;

в) сокращение числа незаконно принятых решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела и устранение их вредных последствий;

г) выявление причин и условий, способствовавших принятию незаконных и необоснованных решений в сфере таможенного дела таможенными органами и их должностными лицами;

д) выработка мер, направленных на устранение указанных причин и условий и на обеспечение соблюдения таможенными органами и их должностными лицами таможенного законодательства Российской Федерации.

2. Объекты ведомственного контроля

4. К объектам ведомственного контроля относятся решения, действия (бездействие) нижестоящих таможенных органов и нижестоящих должностных лиц таможенных органов, принятые (совершенные) в связи с выполнением задач и функций в сфере таможенного дела, в том числе:

а) при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, применении таможенных режимов и специальных таможенных процедур, выдаче свидетельств о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела и исключении лиц из таких реестров;

б) при определении страны происхождения товаров, их классификации, применении запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

в) при контроле таможенной стоимости и взимании таможенных платежей;

г) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров,

а также, решения, принятые по жалобам лиц в порядке главы 7 ТК России и решения, принятые в порядке ведомственного контроля.

5. Решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере осуществления организационно-штатной, инспекционной, кадровой работы и другие решения, действия (бездействие) не относящиеся к сфере таможенного дела содержанием статьи 412 ТК России не охватываются.

6. Проверке в порядке ведомственного контроля подлежат индивидуальные решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, т.е. принятые (совершенные) в отношении определенных физических или юридических лиц. При этом отменяться (изменяться) должны незаконные или необоснованные решения независимо от того, чьи интересы - государства или конкретного лица были нарушены.

7. Не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение может быть отменено (изменено) в порядке ведомственного контроля независимо от формы, в которой оно было принято, например:

а) путем издания документа (письма, распоряжения, приказа таможенного органа и т.п.);

б) путем оформления документа по установленной форме (например, свидетельство о включении в Реестр владельцев складов временного хранения является решением таможенного органа о включении юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения; решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России является решением таможенного органа о классификации товаров и т.п.);

в) путем нанесения на документы заверенных записей (например, решение о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости оформляется путем внесения в грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД) записи "ТС принята"; решение о необходимости уточнения таможенной стоимости принимается путем внесения в ГТД записи "ТС уточняется", решение о необходимости корректировки таможенной стоимости - путем внесения в ГТД записи "ТС подлежит корректировке"; решение о принятии классификационного кода товара по ТН ВЭД России, заявленного декларантом, принимается путем внесения на оборотной стороне таможенной декларации записи "Проверено", которая заверяется подписью с указанием фамилии, инициалов уполномоченного должностного лица, времени и даты окончания проверки; решение о разрешении на помещение товаров под таможенный режим реэкспорта осуществляется путем внесения начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, в таможенную декларацию резолюции "Реэкспорт разрешается" и т.п.);

г) путем проставления заверенных оттисков штампов, печатей (например, решение об условном выпуске товаров оформляется путем проставления в таможенной декларации штампа установленной формы, который заверяется подписью и оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица и т.п.);

л) путем проставления заверенных регистрационных номеров (например, решение о принятии таможенной декларации фиксируется путем присвоения ГТД регистрационного номера, который заверяется подписью должностного лица, оформляющего принятие ГТД, и оттиском личной номерной печати и т.п.).

8. Не могут являться объектами ведомственного контроля решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, являющиеся предметом судебного разбирательства, либо в отношении которых приняты судебные решения.

Решения, действия (бездействие), являющиеся предметом пересмотра судебных органов, могут быть пересмотрены таможенными органами в порядке ведомственного контроля только до начала судебного разбирательства.

Если в ходе проведения проверки решений, действий (бездействия) в таможенный орган поступает жалоба на эти же решения, действия (бездействие), то проверка законности осуществляется в порядке, определенном главой 7 ТК России.

3. Поводы для пересмотра в порядке ведомственного контроля решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц

9. Проведение ведомственного контроля может осуществляться в связи с наличием поводов, которые по источнику их возникновения можно разграничить на внешние и внутренние.

10. Внешние поводы - это поводы, возникающие из внешних источников информации.

К внешним поводам относятся:

а) исковые заявления граждан и организаций, определения судебных органов, поступившие в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела;

б) обращения граждан и организаций в таможенные органы;

в) жалобы, отозванные в порядке статьи 53 ТК России;

г) жалобы, в рассмотрении которых отказано по существу при наличии оснований, указанных в главе 7 ТК России;

д) обращения государственных органов и органов прокуратуры;

е) информация, представленная в средствах массовой информации, и т.д.

11. Внутренние поводы - это поводы, возникающие непосредственно при осуществлении таможенными органами и их должностными лицами деятельности, направленной на реализацию основных функций таможенных органов, например, при:

а) проведении таможенного контроля;

б) контроле решений и анализе материалов, поступивших от нижестоящих таможенных органов;

в) анализе информации, находящейся в электронных базах данных (мониторинге);

г) проведении служебных, комплексных, функциональных и целевых проверок;

д) производстве по уголовным делам и делам об административных правонарушениях и т.д.

12. Таможенный контроль может проводиться одновременно с ведомственным контролем, при этом необходимо учитывать, что действия таможенных органов и их должностных лиц при применении указанных форм контроля направлены на различные объекты. Объектом таможенного контроля являются товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации. Объектом ведомственного контроля являются решения, действия (бездействие) нижестоящих таможенных органов и должностных лиц в сфере таможенного дела.

Например, при проведении службой организации таможенного оформления и таможенного контроля, службой федеральных таможенных доходов или службой таможенной инспекции РТУ таможенного контроля после выпуска товаров в формах, определенных главой 35 ТК России, могут быть обнаружены данные, свидетельствующие о принятии нижестоящим таможенным органом или нижестоящим должностным лицом таможенного органа не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения, что будет являться поводом для проведения ведомственного контроля в отношении этого решения.

Возникновение в ходе таможенного контроля повода для проведения ведомственного контроля схематично приведено в таблице 1.

4. Компетенция субъектов ведомственного контроля и уполномоченных функциональных подразделений

13. В соответствии с системой таможенных органов, определенной статьей 402 ТК России, ведомственный контроль осуществляют следующие уполномоченные функциональные подразделения:

а) в Федеральной таможенной службе:

- Главное управление организации таможенного контроля;

- Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений;

- Управление федеральных таможенных доходов;

- Управление таможенной инспекции;

- Правовое управление.

б) в региональных таможенных управлениях (далее - РТУ):

- Служба организации таможенного оформления и таможенного контроля;

- Служба федеральных таможенных доходов;

- Служба таможенной инспекции;

- Правовая служба.

в) в таможнях:

- подразделение таможенных процедур и таможенного контроля;