Пункт 2. Задачи Роскартографии по использованию "Глобальной навигационной системы" в интересах социально-экономического развития Российской Федерации
Федеральное агентство геодезии и картографии как государственный заказчик реализует мероприятия ФЦП "Глобальная навигационная система" в рамках подпрограммы 4 "Создание высокоэффективной системы геодезического обеспечения Российской Федерации".
В период 2002-2006 годы в рамках мероприятий ФЦП "Глобальная навигационная система" Роскартографией выполнены работы по:
- созданию высокоточной фундаментальной астрономо-геодезической и высокоточной спутниковой геодезической сети;
- созданию постоянно действующих спутниковых дифференциальных станций, 50% которых оснащены отечественной спутниковой аппаратурой.
Разработаны мобильные топографо-геодезические и навигационно-геодезические комплексы, обеспечивающие решение задач по оперативному созданию и обновлению топографических и навигационных карт.
Во всех предприятиях Роскартографии для выполнения геодезических работ используется двухсистемная наземная спутниковая аппаратура потребителя (GPS/ГЛОНАСС).
Выполнение вышеперечисленных мероприятий на территории Российской Федерации, несмотря на неполную группировку ГЛОНАСС, позволяет в настоящее время существенно улучшить точностные характеристики, обеспечивающие выполнение задач по определению высокоточных координат (5-10 см) в интересах отраслей экономики, обороны, навигации и безопасности страны.
До 2006 года работы по созданию точных открытых карт для целей навигации не проводились, которые сдерживались режимными ограничениями на определение координат географических объектов с точностью выше 30 метров.
На основе создаваемых открытых цифровых топографических карт с 2007 года запланировано создание цифровых карт и планов для навигационного обеспечения наземного транспорта.
Предпринимаемые меры по созданию ЦТК (открытого и закрытого пользования) по охвату территории и срокам выполнения не имеют аналогов в мировой практике.
Роскартографии предстоит принять участие в разработке нормативной правовой базы, регулирующей порядок производства и распространения цифровых навигационных карт для широкого круга пользователей, в том числе в подготовке проектов:
- закона "О навигации";
- "О внесении изменений в Федеральный закон "О геодезии и картографии" в части навигационного обеспечения транспортного комплекса;
- технического регламента "О требованиях к цифровым навигационным картам";
- постановления Правительства Российской Федерации о возложении на Минтранс России полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, и возложении на Роскартографию полномочий по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере навигационного обеспечения и транспортного комплекса;
Кроме того, предстоит подготовить проекты актов:
- о порядке использования геопространственной информации;
- о перечне объектов местности разрешенных к открытому опубликованию;
- о создании федерального фонда навигационной информации;
- о создании Правительственной комиссии по навигации и др.
С целью координации работ по выполнению мероприятий ФЦП "Глобальная навигационная система" (подпрограммы 3 и 4) Роскартографией предложено:
- создание межведомственной рабочей группы по координации работ по выполнению мероприятий ФЦП "Глобальная навигационная система";
- разработку межведомственного плана по контролю реализации мероприятий ФЦП "Глобальная навигационная система" с увязкой по мероприятиям, срокам и территориям;
- формирование перечня нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов;
Развитие транспортной инфраструктуры и обеспечение навигации транспортного комплекса в современных условиях невозможно без достоверной информации о географических объектах, расположенных на поверхности Земли. Геодезические и картографические работы по навигационному обеспечению транспортного комплекса выполняются Федеральным агентством геодезии и картографии, организациями других министерств и ведомств, а также частными структурами, применяющими различные методы и технологии работ, при этом какое-либо планирование и координация этих работ отсутствуют, что приводит к дублированию работ, увеличению их стоимости. Поставляемая на рынок не сертифицированная навигационная продукция не гарантирует соответствующее установленным нормам качество и безопасность при ее использовании. Контроль над предотвращением изготовления и реализации контрафактной продукции для навигационного обеспечения транспортного комплекса отсутствует.
Важнейшим условием решения навигационных задач на государственном уровне является обеспечение надлежащего качества единых общенациональных координатной и картографической основ. Транспортные артерии и инфраструктура должны опираться на единую государственную координатную систему отсчета, обеспечивающую определение местоположения (координат), скорости и направления движения, создание и использование картографических основ транспортной навигации (карт, как цифровых, так и традиционных, цифровых моделей местности). Государственная координатная система отсчета должна иметь надежную и точную (на сантиметровом уровне) связь с принятой в мире Международной земной системой отсчета (ITRS), реализованной в виде глобальной геодезической основы ITRS2000.
Основная цель концепции в области навигационного обеспечения транспортного комплекса - создание необходимых и достаточных условий по проведению единой научно-технической политики в области развития ГЛОНАСС, базирующихся на выработке основных направлений, принципов и вариантов создания и внедрения навигационной аппаратуры, ее картографического обеспечения для достижения функционирования системы в целом, с одновременной подготовкой первоочередных организационно-технических, экономических и нормативно-правовых мероприятий по их реализации.