Действующий

О некоторых вопросах, возникающих в практике деятельности территориальных органов федеральной регистрационной службы

1.2. О государственных нотариальных конторах


Согласно пункту 13 статьи 156 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, часть пятая статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, на основании которой финансирование государственных нотариальных контор осуществлялось из федерального бюджета, признана утратившей силу.

В соответствии с подпунктом 28 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится определение численности нотариусов и границ нотариальных округов в пределах территории субъекта Российской Федерации.

Руководствуясь указанными нормами, Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что средства на содержание государственных нотариальных контор должны предусматриваться в бюджетах субъектов Российской Федерации.

Разделяя указанную позицию, в свою очередь полагаем, что отнесение определения численности нотариусов к финансовым обязательствам субъекта Российской Федерации предполагает наличие в этой численности только нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, поскольку в ином случае финансирования со стороны субъекта Российской Федерации не требуется.

Также полагаем, что деятельность государственных нотариальных контор целесообразна только в малонаселенных и труднодоступных районах Российской Федерации, в которых отсутствуют необходимые условия для функционирования внебюджетного нотариата.

Территориальным органам необходимо довести до сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации информацию о том, что вопросы финансирования, организационного и материально-технического обеспечения государственных нотариальных контор, определения их статуса и статуса работающих в них нотариусов должны решаться субъектом Российской Федерации самостоятельно с учетом требований Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

В случае необходимости открытия или упразднения государственной нотариальной конторы орган государственной власти субъекта Российской Федерации обращается с обоснованным и мотивированным предложением в территориальный орган.

Предложение об открытии государственной нотариальной конторы должно содержать информацию о финансовом, материально-техническом и организационном обеспечении ее деятельности, в том числе о предоставляемом помещении, размере средств, выделяемых на оплату труда нотариусов и других работников государственной нотариальной конторы.

Предложение об упразднении государственной нотариальной конторы должно содержать информацию об удовлетворении в полном объеме физических и юридических лиц нотариальными услугами, о передаче и сохранности документов, хранящихся у нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.

Указанные предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации направляются территориальным органом в Росрегистрацию со своим заключением, в котором излагается позиция по данному вопросу.