Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 23 июля 2007 года N 972-р

[Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008-2015 годы]

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008-2015 годы.

2. Определить:

государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008-2015 годы (далее - Программа) Минпромэнерго России;

государственными заказчиками Программы - Роспром, Росатом, Роскосмос, Роснауку и Рособразование.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 110000 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Минпромэнерго России обеспечить разработку проекта Программы и Минэкономразвития России представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 23 июля 2007 года
N 972-р

КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008-2015 годы

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

Проблемой, на решение которой направлена федеральная целевая программа "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008-2015 годы (далее - Программа), является создание современной инфраструктуры высокотехнологичной радиоэлектронной отрасли промышленности, способной создавать конкурентоспособную на внутреннем и мировом рынках электронную компонентную базу и радиоэлектронную продукцию на ее основе.

Указанная проблема носит системный характер, и от ее решения зависит эффективное обеспечение технологической, технической и информационной безопасности страны, укрепление ее обороноспособности, экономический подъем и повышение конкурентоспособности радиоэлектронной отрасли промышленности, а также рост благосостояния населения страны.

В состав радиоэлектронной отрасли промышленности входит электронная промышленность, радиопромышленность и промышленность средств связи. В электронной промышленности осуществляются разработка и производство электронной компонентной базы.

Электронная компонентная база - это широкая номенклатура электронных изделий и приборов, определяющих технические и потребительские характеристики конечной продукции, выпускаемой организациями всех отраслей промышленности (машиностроение, транспорт, медицинское приборостроение, энергетика и другие).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 года N 54 утверждена федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы, в состав которой входит подпрограмма "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы (далее - подпрограмма).

Подпрограммой предусмотрен поэтапный выход электронной промышленности из кризиса за счет освоения новых технологий на приоритетных направлениях и завоевание необходимых рыночных позиций.

Это безусловно своевременный и правильный шаг, который даже на начальном этапе реализации подпрограммы позволяет рассчитывать на конкретный результат, что подтверждается:

повышенными темпами развития радиоэлектронной промышленности в 2006 году - 115 процентов (против 108 процентов в 2005 году);

успешным началом осуществления проектов коренной модернизации 2 основных организаций микроэлектроники и специализированных организаций по разработке и выпуску сверхвысокочастотных электронных приборов;

реализацией принципов государственно-частного партнерства, которые позволили уже в 2006 году привлечь больше средств со стороны бизнеса, чем в 2005 году.

Вместе с тем без должной поддержки со стороны государства остались организации радиопромышленности и промышленности средств связи, которые осуществляют разработку и производство современной радиоэлектронной аппаратуры, систем, комплексов, средств, устройств, приборов и отдельных радиоэлектронных блоков.

Технический уровень российской радиоэлектронной продукции во многом зависит от отечественной электронной компонентной базы, которая в настоящее время существенно уступает по своим параметрам аналогичной иностранной базе и не позволяет организациям радиопромышленности и промышленности средств связи, выпускающим конечную радиоэлектронную продукцию, создавать конкурентоспособные гражданские и специальные системы, комплексы и приборы, востребованные рынком.

В аналогичной ситуации оказались организации и других отраслей промышленности. Проблема вышла за пределы одной отрасли и стала носить межотраслевой системный характер. Организации авиационной, судостроительной, космической, атомной, а также других отраслей промышленности, изготавливающие радиоэлектронную аппаратуру, требуют существенного технического переоснащения и освоения передовых технологий. Принятые в настоящее время федеральные целевые программы не в полной мере решают накопившиеся за десятилетия проблемы.

Целью Программы является сокращение технологического отставания прежде всего на базе освоения новых передовых технологий в области создания электронной компонентной базы и радиоэлектронной аппаратуры. Программа носит ярко выраженный инновационный и технологический характер. Реализация Программы позволит создать не только необходимую электронную компонентную базу, но и освоить технологии создания современных электронных модулей, базовых несущих конструкций и источников питания, технологии сборки и монтажа электронной аппаратуры, средств ее измерений и испытаний, а также многие другие технологии в целях создания конечной продукции.

Основой Программы являются мероприятия подпрограммы, которая с 2008 года исключается из федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы. При этом выполнение мероприятий подпрограммы, начавшихся в 2007 году, будет продолжено в соответствии с уже заключенными контрактами в рамках Программы.

Радиоэлектронная отрасль промышленности, аккумулируя самые передовые достижения естественных наук и стимулируя развитие фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, существенно влияет на возможность достижения необходимых значений параметров сложных систем, комплексов и изделий, использующих радиоэлектронную продукцию.

Для создания современной конкурентоспособной радиоэлектронной продукции необходимо активное участие государства, прежде всего в поддержке развития новых секторов отечественного рынка (электронные паспорта, цифровое телевидение и т. д.) и в обеспечении высоких темпов производства в смежных отраслях промышленности (автомобильная, авиационная, приборостроительная и т. д.). Необходимо создать предпосылки гармоничного развития радиоэлектронного высокотехнологичного сектора экономики.

Предполагается, что в России к 2015 году будет существовать реальная и востребованная рынком государственных закупок возможность производства современной электронной компонентной базы с общим объемом сбыта более 80 млрд. рублей в год и радиоэлектронной продукции - более 155 млрд. рублей в год.

Оценка рынков электронной компонентной базы и радиоэлектроники приведена в приложении N 1.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Целесообразность решения проблемы развития электронной компонентной базы и радиоэлектроники в России программно-целевым методом обусловлена ее сложностью и необходимостью согласования многих факторов, определяющих цели, задачи развития, сроки их достижения и необходимое ресурсное обеспечение Программы. Мировая практика не знает других методов, позволяющих решить оптимизационные задачи и задачи управления столь сложными процессами, к которым относится задача развития электронной компонентной базы и радиоэлектроники.

Производство продукции мировой радиоэлектронной отрасли промышленности в 4,4 раза превосходит производство нефти, бензина и минерального сырья, в 2,75 раза - производство химических продуктов и пластиков, в 2,44 раза - осуществление грузоперевозок и в 2,2 раза - производство электричества и газа. Только в 2005 году в мире произведено более 790 млн. мобильных телефонов, 200 млн. цифровых телевизионных приставок, 220 млн. персональных компьютеров, 160 млн. цветных телевизоров и 20 млн. цифровых телевизоров.

Анализ мирового опыта развитых и развивающихся стран показывает, что совершенствование радиоэлектронной продукции и наращивание объемов ее производства ведутся главным образом на основе комплексных научно-технических программ, инициируемых правительствами государств и финансируемых до 50 процентов за счет средств государственного бюджета.

Ежегодно развитые страны выделяют более 30 млрд. долларов на программы развития электронной компонентной базы и радиоэлектроники. При этом сами фирмы-производители оставляют не менее 10 процентов средств, полученных от реализации продукции, на выполнение перспективных программ, связанных с исследованиями в области разработки конкурентоспособных изделий.

В странах Европейского союза осуществляются комплексные программы освоения новых технологических уровней микро- и нанотехнологий в рамках организационных структур программы "EP7", финансируемых за счет средств бюджета Европейского союза, а также комплексная программа MEDIA+, целью которой является внедрение системных инноваций в полупроводниковые технологии, ориентированные на развитие радиоэлектроники.

Китай уже реализовал государственную программу развития микроэлектроники "Программа 909" стоимостью более 10 млрд. долларов и в настоящее время является крупнейшим производителем электронной продукции. Вновь построенные китайские микроэлектронные производства характеризуются высоким уровнем технологии (0,18 - 0,13 мкм), что позволяет решать задачи массового выпуска радиоэлектронной продукции для приборостроения самого современного мирового уровня.

Другим примером является развитие производства изделий микросистемотехники в США и Японии. Объем производства таких изделий в США составил в 2005 году более 10 млрд. долларов. Япония планирует достичь объема производства этих изделий, равного 17 млрд. долларов в год.

Таким образом, практически все ведущие страны мира стимулируют развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники путем комбинированных инвестиций за счет средств государственных бюджетов и частного капитала, признавая ведущую роль этой отрасли в развитии общества.

В настоящее время уровень развития электронной компонентной базы и радиоэлектроники в России не соответствует мировому уровню. Если в СССР еще можно было говорить о паритете в области создания микросхем и полупроводниковых приборов, так как не допускалось применение для военных и космических систем импортной элементной базы (а это составляло до 70-75 процентов объемов разработок электронной промышленности), то за последние 15 лет произошел существенный технологический разрыв. Резкое сокращение объема военных закупок без компенсирующего увеличения гражданских заказов привело электронную отрасль, технологии которой рассчитаны на массовое производство, в состояние кризиса.

В настоящее время в составе радиоэлектронного комплекса находится 366 организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, в том числе 110 федеральных государственных унитарных предприятий, 137 акционерных обществ с государственным участием и 109 акционерных обществ без государственного участия, а также 1 федеральное государственное учреждение.

С 1999 года продолжается целенаправленное реформирование радиоэлектронного комплекса в соответствии с задачами военного строительства и с учетом основных параметров Государственной программы вооружения на 2007-2015 годы, прогнозных оценок военно-технического сотрудничества и необходимости поддержания на необходимом уровне мобилизационных мощностей, а также создания условий для устойчивого развития радиоэлектронного комплекса в целях разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения.

В отрасли действует 5 крупных интегрированных структур, построенных по принципу холдинга и объединяющих 107 организаций. Это открытые акционерные общества "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", "Концерн радиостроения "Вега", "Концерн "Созвездие", "Российская электроника", "Концерн "Радиотехнические и информационные системы".

В ближайшие годы планируется создание еще 9 интегрированных структур и расширение существующих холдингов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О дальнейшем развитии открытого акционерного общества "Концерн "ПВО "Алмаз-Антей" в уставный капитал этого акционерного общества вносятся акции еще 11 организаций. Таким образом положено начало процессу укрупнения интегрированных структур в радиоэлектронном комплексе. В процессе интеграции решаются задачи организации оптимальной технологической цепочки, сопровождающей все этапы создания конечной продукции. Задачей концернов является переход от индустриальной модели производства к постиндустриальной, основанной на специализации организаций и исключающей дублирование производства.

Итоги деятельности в сфере радиоэлектронного комплекса в 2006 году показывают, что по всем показателям существуют положительные тенденции роста. Однако для такой отрасли, как радиоэлектроника, которая во всем мире является базой для стабильного развития экономики государств, отечественных достижений недостаточно.

Отрицательные факторы, сдерживающие развитие отечественной промышленности, оказали негативное влияние и на развитие радиоэлектроники. Не решались вопросы типизации и унификации электронных модулей и базовых несущих конструкций, планы организаций по техническому и технологическому переоснащению радиоэлектронного производства не были выполнены из-за отсутствия необходимых инвестиций.

Локальное формирование отдельных направлений развития электронной компонентной базы и радиоэлектроники должно быть заменено программно-целевым подходом к комплексному планированию и управлению развитием всей радиоэлектронной отрасли. Именно в тесной взаимосвязи должны решаться задачи развития электронной компонентной базы и радиоэлектроники. В этот же комплекс должны быть включены и приборостроительные организации других отраслей промышленности, производящих конечную продукцию.

Поэтому целесообразно начать реализацию Программы с 2008 года.

В рамках Программы планируется выполнение мероприятий по таким приоритетным направлениям, как разработка и освоение в производстве сверхвысокочастотной техники, радиационно стойкой электронной компонентной базы, микросистемной техники, микроэлектроники, электронных материалов и структур, пассивной электронной компонентной базы, создание унифицированных электронных модулей и базовых несущих конструкций, типовых базовых технологических процессов, разработка технологий создания радиоэлектронных систем и комплексов, а также выполнение обеспечивающих работ.

Первые 6 направлений, касающиеся развития электронной компонентной базы, сформированы на основе мероприятий подпрограммы с включением мероприятий по развитию вакуумной сверхвысокочастотной техники, оптоэлектроники и квантовой электроники.

Следующие 3 направления относятся к радиоэлектронике и являются новыми по отношению к подпрограмме.

Первым приоритетным направлением является создание унифицированных электронных модулей и базовых несущих конструкций.

Эффект от использования высококачественной электронной компонентной базы может оказаться низким из-за неэффективной реализации составных частей радиоэлектронной аппаратуры.

Отечественный и зарубежный опыт показывают, что сокращение номенклатуры составных частей радиоэлектронной аппаратуры в 2 раза (без снижения общего объема ее производства) ведет к снижению стоимости аппаратуры на 20-25 процентов. При этом в 1,5 раза уменьшается продолжительность работ при значительном снижении резервного фонда запасных частей для их замены в процессе ремонта аппаратуры.

Таким образом, одной из актуальных проблем современного радиоэлектронного приборостроения является создание необходимой и достаточной номенклатуры унифицированных электронных модулей и базовых несущих конструкций, обеспечивающих проектирование и производство на их основе радиоэлектронной аппаратуры оборонного и гражданского назначения.

Унифицированные электронные модули нового поколения, отличающиеся высокой функциональной интеграцией и эксплуатационной эффективностью в сочетании с несущими конструкциями, являются основой для создания современных унифицированных радиоэлектронных средств.

Разработке подлежит следующая номенклатура унифицированных электронных модулей различного функционального назначения по согласованному с организациями-потребителями перечню:

вторичные источники питания, приемо-передающие модули, в том числе для активных фазированных антенных решеток и в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах;

модули для информационно-вычислительных систем, комплексов отображения информации, позиционирования, ориентирования, единого времени, связи, телекоммуникаций и цифрового телевидения;

модули для плоских телевизионных дисплеев, контрольно-измерительной аппаратуры, микроэлектронных процессоров, аналого-цифровых преобразователей, схем ввода-вывода данных и управления, а также для контроллеров и приборов обработки сигналов на поверхностно-акустических волнах, а также для сенсорных устройств и преобразователей;

модули для систем радиочастотной идентификации и радиационно стойкие модули;

модули для управления бортовыми радиотехническими средствами, оптико-электронными и лазерными средствами наблюдения и предупреждения об опасности.

Базовые несущие конструкции - это система стандартных конструкторских решений, обеспечивающая наиболее эффективный способ размещения и соединения составных частей аппаратуры, позволяющая достичь необходимого уровня механической прочности при высоком уровне технических параметров, экономических и эксплуатационных характеристик радиоэлектронной аппаратуры.

Важнейшими направлениями развития системы базовых несущих конструкций являются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»