ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2007 года N 50
О нарушениях санитарного законодательства
в общеобразовательных учреждениях
______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 10.08.2007 N 01/7905-АА
(Информация из Минюста России на 20 августа 2007 года).
______________________________________________________________
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав положение дел с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований при организации питания и условий обучения в общеобразовательных учреждениях за период 2006-2007 учебного года, установил.
В 2006-2007 учебном году на контроле Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находились 60071 учреждение.
Число общеобразовательных учреждений в динамике за пять лет уменьшилось на 1173 объекта. Отрицательная динамика числа общеобразовательных учреждений отмечается практически во всех регионах Российской Федерации.
Сокращение сети общеобразовательных учреждений связано с реструктуризацией системы образования и закрытием в сельской местности малокомплектных общеобразовательных учреждений, а также учреждений, находящихся в аварийном состоянии. Такое положение приводит к переуплотненности и увеличению сменности занятий в школах. В ряде регионов дети учатся в 2-3 смены, в т.ч. и в гимназиях, колледжах и школах с углубленным изучением предметов.
В 2 смены функционировали в 2006-2007 учебном году школы в Архангельской, Белгородской, Воронежской, Московской, Мурманской, Камчатской, Кировской, Курганской, Псковской, Рязанской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Томской, Читинской, Ярославской областях, Республиках Башкортостан, Северная Осетия (Алания), Марий Эл, Бурятия, Тыва, Алтайском крае, Агинском-Бурятском и Ямало-Ненецком автономных округах.
В результате проведения гигиенических исследований установлено, что реализация большинства учебных программ сопровождается интенсификацией учебного процесса, широкой компьютеризацией обучения, увеличением суммарной учебной нагрузки, снижением физической активности. Возросшие учебные нагрузки на школьников нередко в несколько раз превышают их возможности.
Большинство школ работают по 5-дневной учебной неделе, тогда как школьные планы все еще рассчитаны на 6-дневную неделю, при этом возрос объем учебного материала. Ежедневное количество уроков в начальной школе достигло 6, в средних и старших классах - 8. Учебный день школьников младших классов достигает 10 часов, старших - 12-15 часов.
Расписание уроков составляется нерационально, учебная нагрузка распределяется в недельном цикле без учета динамики работоспособности учащихся, не соблюдается принцип чередования предметов различной степени сложности (особенно у старшеклассников), в расписания включаются сдвоенные уроки по основным предметам в старших классах, факультативные занятия проводятся без 45-минутного перерыва после обязательных уроков, проводятся нулевые уроки, допускается сокращение перемен до пяти минут, что является нарушением СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" (зарегистрированы в Минюсте России 05.12.2002 N 3997).
Физическое воспитание в образовательных учреждениях является неотъемлемой частью формирования здоровья детей.
Однако далеко не все школы имеют возможность проводить занятия на своей базе. Так, в Удмуртской Республике спортивные залы отсутствуют в 28,7% школ. В Новгородской области 28,0% общеобразовательных школ не имеют спортивных залов. Большинство школ испытывают дефицит спортивного инвентаря и оборудования, спортивные площадки оборудованы на 50,0-70,0%.
В Тамбовской области не оборудованы спортивные площадки в 3,5% школ, отсутствуют спортивные залы в 33,8% школ.
В большинстве обследованных в текущем учебном году образовательных учреждений Российской Федерации выявлено отсутствие медицинского контроля за распределением учащихся на физкультурные группы, не организованы занятия специальных групп и отсутствует медицинский контроль в подготовительной физкультурной группе учащихся
В некоторых регионах складывается особо сложная ситуация с санитарно-техническим состоянием общеобразовательных учреждений. Наибольшее число неканализованных и не имеющих централизованного водоснабжения учреждений отмечено в Южном, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах.
Важной составляющей частью внутришкольной среды, оказывающей воздействие на здоровье детей, является мебель, которая при несоответствии росту является одной из причин развития функциональных и патологических состояний опорно-двигательного аппарата.
В целом по Российской Федерации удельный вес мебели, не соответствующей санитарным требованиям, составляет 12,8%. В ряде регионов этот показатель значительно выше. Так, в Архангельской области 46,9% обследованных комплектов мебели не соответствует требованиям санитарного законодательства, в Ленинградской области - 33,8%, Владимирской области - 31,3%, Удмуртской Республике - 42,5%, Карачаево-Черкесской Республике - 39,1%, Республике Карелия - 33,5%, Корякском автономном округе - 38,5%, Республике Коми - 37,0%, Хабаровском крае - 37,2% и др.
Основными причинами несоответствия ученической мебели росту учащихся является приобретение мебели без учета потребности в определенных номерах и кабинетная система обучения.
Одной из важнейших проблем, определяющих здоровье детей, является организация их питания и, в первую очередь, в общеобразовательных учреждениях.
Существенное место в общей структуре питания детей и подростков занимает их питание в образовательных учреждениях. В школе питаются около 50% учащихся 1-4 классов, 40% учащихся 5-9 классов и 30% старшеклассников. Организация рационального питания учащихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения.
В образовательных учреждениях Российской Федерации питание учащихся организовано в 54,0 % в столовых, работающих на сырье, 15,2% - столовых, работающих на полуфабрикатах, 9,0% - буфетах-раздаточных, 10,0% - буфетах, 12,0% - пищеблоки отсутствуют.
Так, в Приморском крае 166 пищеблоков школ предусмотрены для работы на полуфабрикатах, но функционируют на сырье, без необходимых условий для соблюдения должных технологических и противоэпидемических режимов.
В Тамбовской области около 23% школ в сельской местности не имеют пищеблоков, в них невозможно организовать горячее питание детей.
Школьные столовые имеются в 91 школе Республики Адыгея (52,2% от общего числа школ), буфеты - в 54 школах (31,0%).
В Республике Дагестан из 1634 школ пищеблоки имеют 160 школ (9,7%).
Из 786 общеобразовательных учреждений Брянской области 569 имеют собственные пищеблоки, в остальных школах организованы буфеты.
Отмечается недостаточная оснащенность пищеблоков технологическим и холодильным оборудованием.
Охват горячим питанием обучающихся в образовательных учреждениях в 2006-2007 учебном году в среднем по Российской Федерации составил 69,3%, из них завтраки получают около 74,8% учащихся, обеды - 38,8%.
Одним из существенных недостатков организации питания является составление меню, исходя из стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, в результате чего рационы не сбалансированы по основным пищевым ингредиентам. В меню не включаются мясо, рыба, кисломолочные продукты, фрукты, молоко, яйцо, превалирует углеводистая модель питания, отмечаются уменьшение объема выхода порций, отсутствие витаминизации.
В сельских районах Иркутской, Калининградской, Кировской, Московской, Рязанской, Псковской, Самарской, Смоленской, Тверской областей, Ханты-Мансийского АО, Чувашской и Удмуртской Республик образовательные учреждения имеют свои подсобные хозяйства, что позволяет обеспечивать рацион школьников овощами, фруктами, производить запасы, а также снижать стоимость питания. Однако лабораторный контроль за качеством выращиваемой продукции проводится не везде.
За последние пять лет удельный вес проб на пищеблоках школ, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим, микробиологическим показателям, калорийности и полноте вложения продуктов в целом по Российской Федерации практически не меняется.
Наибольшее количество проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, отмечено в Дальневосточном и Сибирском Федеральных округах.
Слабой остается материально-техническая база пищеблоков, почти повсеместно имеет место изношенность технологического и холодильного оборудования, несвоевременно проводится его ремонт и замена.
В Российской Федерации требуют проведения капитального ремонта 5,5% пищеблоков школьных столовых.
Серьезную проблему представляет низкий профессионализм специалистов предприятий школьного питания, осуществляющих формирование рациона питания и приготовление кулинарной продукции, недостаточная квалификация персонала школьных столовых.
В ходе осуществления мероприятий по контролю за образовательными учреждениями в 2006-2007 учебном году специалистами Роспотребнадзора крайне недостаточно применялись меры административного воздействия. Так, в 2006 году вынесено постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения по всей Российской Федерации только 152 на сумму 335000 рублей.
Основными причинами административных санкций и приостановки работы учреждений явились:
- неудовлетворительное материально-техническое состояние пищеблоков;
- неудовлетворительная оснащенность пищеблоков технологическим и холодильным оборудованием и кухонным инвентарем;
- необходимость проведения ремонтных работ, замена устаревшего оборудования;
- недостаточное число посадочных мест в школьных столовых;
- несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима;
- отсутствие медицинских осмотров и непрохождение гигиенической аттестации персоналом пищеблоков;
- неудовлетворительные показатели лабораторно-инструментальных исследований.
Все это наряду с недостаточной профессиональной подготовкой многих работников пищеблоков приводит к нарушениям технологии приготовления блюд и санитарно-противоэпидемиологического режима и, как следствие, к возникновению вспышек острых кишечных инфекций и пищевых отравлений. Только с января по май 2007 года в школах Российской Федерации зарегистрировано 5 вспышек пищевого характера, связанных с нарушениями в организации питания, с числом пострадавших 219 человек.
В целях обеспечения санэпидблагополучия детей и сохранения их здоровья на территории Российской Федерации на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.482)
постановляю:
1. Рекомендовать Минобрнауки России:
1.1. Допускать к использованию в общеобразовательных учреждениях программы, методики и режимы воспитания и обучения только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения в части гигиенических требований.
1.2. Обеспечить соблюдение общеобразовательными учреждениями режима учебно-воспитательного процесса, в т.ч. не допускать обучения во вторую смену учащихся гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
2.1. Заслушать вопрос о готовности школ к 2007-2008 новому учебному году, обратив особое внимание на подготовку к отопительному сезону.
2.2. Обеспечить оснащение пищеблоков образовательных учреждений современным холодильным и технологическим оборудованием; оптимизировать рационы питания детей и, в первую очередь, пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами.
3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
3.1. Усилить взаимодействие с региональными органами образования и здравоохранения в работе по соблюдению санитарных правил и улучшению медицинского обслуживания школьников.
3.2. Совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации проанализировать материально-техническое состояние образовательных учреждений, разработать планы мероприятий, предусмотрев реконструкцию и строительство образовательных учреждений, обеспечение их необходимой мебелью, техникой, спортивным инвентарем, подготовить и внести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения, направленные на улучшение их материально-технической базы.
3.3. Ежегодно в срок до:
3.3.1. 20 апреля разрабатывать планы-задания по подготовке общеобразовательных учреждений к новому учебному году, предусмотрев в них вопросы укрепления материально-технической базы и организации горячего питания учащихся.
3.3.2. 1 июня совместно с органами государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть планы-задания, утвердить в установленном порядке и обобщенную информацию направить в Роспотребнадзор не позднее 15 июня.
3.3.3. 1 сентября проводить надзорные мероприятия по проверке выполнения предписаний по подготовке школ к новому учебному году с применением, при необходимости, лабораторно-инструментальных исследований.
3.4. Обратить внимание на недостаточное применение специальных статей КоАП РФ, предусматривающих административное наказание, в т.ч. ст.6.7, 6.6, 19.5.
4. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту представить информацию о принятых мерах по усилению надзора и контроля за состоянием обучения и питания в общеобразовательных учреждениях и выполнению планов-заданий в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 15.08.2007.
5. Федеральным государственным учреждениям здравоохранения "Центры гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
5.1. Обеспечить достаточность, полноту и качество проводимых лабораторных исследований условий обучения и организации питания в общеобразовательных учреждениях.
5.2. Не допускать взимание платы при проведении лабораторно-инструментального контроля для целей государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
5.2. Осуществлять лабораторно-инструментальный контроль за сельскохозяйственной продукцией, выращенной на приусадебных участках общеобразовательных учреждений на безвозмездной основе.
6. Контроль за выполнением возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (Л.П.Гульченко).
Г.Г.Онищенко
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Бюллетень нормативных и методических
документов Госсанэпиднадзора,
выпуск 4, декабрь, 2007 год