Действующий

Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в строительстве плотины и водохранилища на пограничной реке Ахурян (Арпачай)

Зона строительства плотины и режим в ней

13. На период строительства Ахурянской (Арпачайской) плотины на советско-турецкой границе устанавливается зона строительства, охватывающая земельные участки советской и турецкой территорий. Общая площадь зоны строительства не должна превышать 9 кв. километров.

14. Уточнение на местности границ зоны строительства возлагается на пограничных уполномоченных сторон с участием представителей заинтересованных организаций.

Уточнение границ зоны производится в месячный срок со дня ратификации настоящего Соглашения о совместном строительстве плотины и водохранилища на реке Ахурян (Арпачай).

15. Но мере возрастания объема строительных работ границы зоны строительства могут быть изменены в сторону расширения или сужения. Решение о переносе границы зоны строительства принимается соответствующими пограничными уполномоченными с участием представителей заинтересованных организаций.

16. В зону строительства включаются: гидротехнические и другие объекты, подсобные сооружения, административные помещения, склады, медицинские пункты и прочие постройки, предназначенные для нужд строительства. В зоне устанавливается электроосвещение.

В исключительных случаях по согласованию с пограничными уполномоченными разрешается использовать карьеры строительных материалов, находящиеся за пределами зоны строительства плотины.

17. Зона строительства плотины будет обнесена проволочным ограждением. Охрана объектов строительства, зданий, механизмов и оборудования внутри указанной зоны организуется администрацией строительства.

18. Для пропуска в зону строительства плотины советских и турецких специалистов, рабочих и транспортных средств устанавливаются четыре прохода: два на советской территории и два - на турецкой. Каждому проходу присваивается номер. При этом для проходов на советской территории устанавливаются номера 1 и 3, на турецкой - 2 и 4. Соответствующий номер прохода проставляется в удостоверениях, что обязывает их владельцев следовать только через данный проход.

19. Пропуск в зону строительства плотины осуществляется пограничными представителями Советского Союза и Турецкой Республики круглосуточно через постоянные пункты пропуска. Каждая сторона выставляет в пунктах пропуска пограничные посты, которым предоставляются права, предусмотренные статьей 7 настоящих Правил.

Упомянутые пограничные посты должны иметь копии списков лиц, получивших удостоверения на право входа (выхода) через данный проход зоны.

20. В пределах зоны строительства плотины стороны предоставляют советским и турецким специалистам и рабочим право передвигаться и производить строительные работы.

Для транспорта и лиц, управляющих им, которые проезжают на строительную площадку в места прохода и следуют на территорию другой стороны через постоянные места прохода, будут оформляться документы по форме, указанной в Приложениях 1 и 2*. На документах будут указываться номера пропускных пунктов, через которые они смогут проходить.

________________

* Приложения N 1 и 2 не приводятся.


Их список будет передан пограничным контрольным постам.

21. В зоне строительства разрешается устанавливать между объектами строительства телефонную связь.

22. Советским и турецким специалистам и рабочим, имеющим право пребывания в зоне строительства, воспрещается:

а) входить и выходить не через установленные проходы;

б) устанавливать через ограждение зоны связь с посторонними лицами и передавать (принимать) различные предметы;

в) находиться на территории строительства в нерабочее время.

23. К советским и турецким специалистам и рабочим, нарушившим настоящие Правила в пограничных районах вне пределов зоны строительства, будут приниматься меры в соответствии с законами той стороны, на территории которой они будут находиться.

24. В случае, если в период строительства плотины на временно огражденной территории будет совершено действие, противоречащее закону, порядку и общим положениям, расследование и привлечение к ответственности виновных лиц будут осуществляться в соответствии с законами той стороны, на территории которой будет совершено правонарушение.

25. Если во время производства изыскательских работ и строительства плотины на реке Ахурян (Арпачай) в результате несчастного случая кто-либо из советских или турецких специалистов или рабочих получит увечье или наступит его смерть, возмещение ущерба потерпевшему или членам его семьи производится за свой счет страной, гражданином которой является потерпевший, в соответствии с действующими национальными положениями этой страны.

Сторона, гражданином которой является потерпевший, сохраняет за собой право предъявлять иск стороне, явившейся причиной несчастного случая. В этом случае судебные органы страны, где произошел несчастный случай, правомочны заниматься этим вопросом и принимать решения в рамках своего законодательства.

По пенсионному обеспечению взаиморасчеты между сторонами не производятся.

26. Урегулирование всех вопросов, предусмотренных в настоящих Правилах и связанных с проведением на реке Ахурян (Арпачай) изыскательских и строительных работ, оформление документов на упрощенный пропуск через советско-турецкую границу людей и грузов, а также соблюдение строительной администрацией, советскими и турецкими специалистами и рабочими настоящих Правил обеспечивается постоянными пограничными уполномоченными в рамках существующих между Союзом Советских Социалистических Республик и Турецкой Республикой двусторонних соглашений и действующего национального законодательства сторон.

27. Советским и турецким специалистам, направляющимся из Советского Союза в Турецкую Республику и из Турецкой Республики в Советский Союз по делам строительства плотины на реке Ахурян (Арпачай), разрешается допуск в зону строительства по заграничным паспортам с визой другой стороны.

28. Действие настоящих Правил прекращается после окончания строительства Ахурянской (Арпачайской) плотины и водохранилища и составления актов об окончательном принятии их в эксплуатацию правительственными комиссиями Советского Союза и Турецкой Республики.