Действующий

О методических рекомендациях по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности"

2. Определение содержания общего образования по основам
 безопасности жизнедеятельности за счет времени вариативной
части базисного учебного плана

2.1. Определение содержания и распределение тематики ОБЖ по ступеням и учебным годам общего образования за счет времени вариативной части базисного учебного плана должно соответствовать возрастным особенностям и возможностям обучающихся по освоению материала с учетом региональных и местных особенностей, а также особенностей уровней безопасности:

а) первый уровень (1-4 классы) - безопасность школьника;

б) второй уровень (5-9 классы) - безопасность личности;

в) третий уровень (10-11 классы) - безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

2.2. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования предусматривает изучение отдельных элементов основ безопасности жизнедеятельности в интегрированном учебном предмете "Окружающий мир". При этом на изучение основных вопросов безопасности жизнедеятельности в курсе "Зеленый дом" автора А.А.Плешакова отведено более 25 часов, в курсе "Природа и люди" автора З.А.Клепиной - более 20 часов, в курсе "Окружающий мир" автора Н.Ф.Виноградовой - более 25 часов, в курсе "Мир и человек" автора А.А.Вахрушевой - более 15 часов.

Формирование у младших школьников системных знаний о здоровом образе жизни и личной гигиене, об угрозах и опасностях в сфере жизнедеятельности школьника, приемах и правилах самозащиты и поиска своевременной помощи со стороны взрослых (в том числе по телефону), об обеспечении безопасности собственных действий и предотвращения опасных ситуаций и конфликтов дома, в школе, на улице, в общественных местах, на водоемах, при пожаре, а также умений и навыков оказания простейшей медицинской помощи рекомендуется осуществлять за счет времени компонента образовательного учреждения из расчета не менее 0,5 часа в неделю (17 часов в год).

С этой целью целесообразно использовать авторскую программу по курсу ОБЖ для 1-4 классов общеобразовательных учреждений автора А.Т.Смирнова и др. (изд-во "Просвещение"), учебники "Основы безопасности жизнедеятельности" автора В.В.Полякова (изд-во "Дрофа"), альбомы-задачники "Жизнь без опасности" автора Л.П.Анастасовой и др. (изд-во "Вентана-Граф"), рабочие тетради "Безопасное поведение" автора А.В.Гостюшина (изд-во "Открытый мир"), дополнительные пособия из серии "Азбука безопасности" автора А.Иванова (изд-во "АСТ-Пресс").

2.3. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в 8 классе по 1 часу в неделю и определяет самостоятельные образовательные линии (обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; оказание первой медицинской помощи; основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях), которые дают обобщенное представление об обязательном минимуме содержания основных образовательных программ.

Формирование у обучающихся системных знаний, умений и навыков обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою жизнедеятельность с позиций собственной безопасности в среде обитания возможно за счет вариативного подхода к образованию по ОБЖ, адаптированного к специфике образовательной деятельности и формирования содержания тематических направлений.

С учетом этого в основной школе дополнительное время на изучение основ безопасности жизнедеятельности рекомендуется отводить за счет времени регионального (национально-регионального) компонента из расчета не менее 1 часа в неделю (34 часа в год) в 5, 6, 7, 9 классах. При этом более детальному изучению подлежат следующие тематические направления:

- безопасность в бытовой (городской) среде (безопасность в населенном пункте, безопасное участие в дорожном движении, безопасность на транспорте, безопасность в быту);

- пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;

- безопасность в природной среде (безопасность при вынужденном автономном существовании, безопасность при смене климатогеографических условий, безопасность на воде);

- безопасность в социальной среде (безопасность в криминогенных ситуациях, безопасность при террористических актах);

- безопасность в чрезвычайных ситуациях (безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера, безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера);

- основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье, факторы, разрушающие здоровье человека).

В приложении N 1 даны рекомендации по примерному содержанию образовательных направлений учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" для основного общего образования, преподавание которых целесообразно предусмотреть за счет времени вариативной части базисного учебного плана.

2.4. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования устанавливает изучение учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в 10 классе по 1 часу в неделю на базовом уровне с целью получения обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовку обучающихся, граждан мужского пола, не прошедших военную службу, по основам военной службы. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования определяет самостоятельные образовательные направления (сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности, государственная система обеспечения безопасности населения, основы обороны государства и воинская обязанность), которые дают обобщенное представление об обязательном минимуме содержания основных образовательных программ.

Формирование у обучающихся системных знаний, умений и навыков позволит им создать цельное представление о безопасности жизнедеятельности, необходимой для благополучного развития личности, общества и государства за счет вариативного подхода к образованию по ОБЖ, адаптированного к специфике образовательной деятельности и формированию содержания образовательных направлений.

С учетом этого дополнительное время на преподавание основ безопасности жизнедеятельности в старшей школе рекомендуется отводить за счет времени регионального (национально-регионального) компонента из расчета не менее 1 часа в неделю (34 часа в год) в 11 классе на базовом уровне. При этом более детальному изучению подлежат следующие образовательные направления:

- основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье; факторы, разрушающие здоровье человека);

- безопасность в социальной среде (безопасность при террористических актах, безопасность при возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтов и массовых беспорядков);

- безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера;

- пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;

- основные направления деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

- мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

- государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан;

- правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения;