МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об инновационной деятельности
Настоящий модельный Закон (далее - Закон) имеет целью гармонизацию законодательства государств - участников Содружества Независимых Государств в области инновационной деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности национальной экономики стран Содружества за счет применения научно-технических достижений, новых технологий и других результатов научно-технической деятельности.
1. Закон определяет правовые, экономические, организационные основы регулирования инновационной деятельности в государствах - участниках СНГ.
2. Закон устанавливает:
а) основные принципы государственной инновационной политики, формы государственной поддержки и меры стимулирования инновационной деятельности, правовое положение субъектов инновационной деятельности, а также полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с обеспечением инновационной деятельности;
б) основные виды инновационной деятельности, формы организации и кооперации инновационной деятельности, включая условия создания специализированных инновационных организаций, а также объединений предпринимателей в области инновационной деятельности, основанных на принципах саморегулирования;
в) общие принципы регулирования гражданско-правовых отношений в области инновационной деятельности, порядок заключения и выполнения условий договоров в сфере разработки и поставки инновационной продукции (товаров, услуг), порядок осуществления права собственности на результаты инновационной деятельности;
г) общие принципы технического регулирования, условия разработки и применения системы стандартов качества, связанных с принятием, применением и исполнением обязательных требований и добровольных правил, общих принципов и характеристик в области сертификации инновационной продукции, осуществляемой в соответствии с требованиями международной системы стандартов качества.
3. Настоящий Закон служит основой для уточнения понятий и положений национального законодательства, кодификации и гармонизации нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, необходимой для выработки стандартов, принципов и правил, лежащих в основе создания общего инновационного пространства государств - участников СНГ.
4. Действие Закона распространяется на сферу регулирования отношений, связанных с введением в гражданский оборот результатов интеллектуальной деятельности - новшеств в области науки и техники, технологий, экономического развития и управления обществом, объектов исключительных прав интеллектуальной собственности, секретов производства (технологических ноу-хау) и другой экономически целесообразной и общественно полезной информации, в которых участвуют органы государственной власти и органы местного самоуправления, граждане и юридические лица, а также лица без гражданства, иностранные граждане и юридические лица.
В Законе используются следующие основные понятия:
инновационная деятельность - деятельность, обеспечивающая создание и реализацию (введение в гражданский оборот) новаций (новшеств) и получение на их основе практического результата (нововведения) в виде новой продукции (товара, услуги), нового способа производства (технологии), а также реализованных на практике решений (мер) организационного, производственно-технического, социально-экономического и другого характера, оказывающих позитивное влияние на сферу производства, общественные отношения и сферу управления обществом;
новация (новшество) - результат интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых отношений, обладающий признаками:
а) новизны, т.е. новыми качествами, свойствами и иными отличительными от существующих аналогов признаками;
б) практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности;
в) экономической эффективности (конкурентоспособности);
инновационный продукт - результат инновационной деятельности (нововведение, инновация), получивший практическую реализацию в виде нового товара, услуги, способа производства (технологии) или иного общественно полезного результата;
инновационный потенциал - совокупность интеллектуальных, материальных, финансовых, научно-технических, кадровых, организационных и других ресурсов, привлекаемых для осуществления инновационной деятельности;
инновационный процесс - совокупность действий (работ), связанных с организацией и осуществлением инновационной деятельности, направленных на разработку новшеств и осуществление нововведений;
национальная инновационная система - система организационно-правовых, социально-экономических и институциональных отношений, устанавливающих в соответствии с конституцией, законодательством и сложившимися обычаями делового оборота государств - участников СНГ условия бюджетного, налогового, таможенного, антимонопольного и технического регулирования инновационной деятельности, а также саморегулирования, на основе добровольного принятия и исполнения стандартов качества и сертификации продукции (услуг);
инфраструктура национальной инновационной системы (инновационная инфраструктура) - совокупность органов и организаций, осуществляющих в пределах предоставленных им полномочий руководство и реализацию государственной политики в области инновационной деятельности, а также совокупность специализированных инновационных коммерческих, некоммерческих предприятий и организаций, их объединений, саморегулируемых организаций и профессиональных союзов предпринимателей, обеспечивающих инновационную деятельность;
инновационная организация - юридическое лицо, осуществляющее инновационную деятельность;
инновационное предприятие - хозяйствующий субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, связанную с разработкой, производством и поставкой инновационной продукции (товаров, услуг), для которого указанная продукция составляет основную часть (не менее 70 процентов) общего объема производства товаров (услуг);
государственная (национальная) инновационная политика - одно из направлений государственной социально-экономической политики, состоящее в разработке и реализации целей и задач устойчивого развития экономики, создании необходимых условий для сокращения технологических разрывов, обеспечения конкурентоспособности отечественного производства и национальной безопасности государства;
инновационная программа - комплекс инновационных и инвестиционных проектов, согласованных по срокам их осуществления, ресурсам, исполнителям, объемам и источникам финансирования, обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению инноваций;
инновационный проект - документ, определяющий увязанный по срокам и исполнителям комплекс работ, организационных условий, требований к источникам финансирования, к способам организации производства, к техническим характеристикам и потребительским свойствам разрабатываемой и поставляемой на внутренний и внешние рынки конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции;
инвестиционный проект - документ, содержащий порядок финансирования инновационной деятельности, установленный в соответствии с техническими регламентами и стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности или в соответствии с иным порядком, принятым в государствах - участниках СНГ;
национальный инновационный проект - утвержденный уполномоченным органом государственной власти комплекс увязанных по срокам, ресурсам и исполнителям программных и организационных мероприятий, инновационных и инвестиционных проектов, направленных на создание и развитие объектов национальной инновационной системы, на проведение технологической модернизации производства и структурных преобразований в экономической или социальной сфере, осуществляемых при поддержке и непосредственном участии государства в соответствии со стратегией национальной инновационной политики.
1. Субъектами инновационной деятельности являются:
- физические и юридические лица, создающие и реализующие инновации;
- органы государственной власти и местного самоуправления и уполномоченные ими организации, участвующие в формировании и реализации государственной инновационной политики и в регулировании инновационной деятельности;
- специализированные организации инновационной инфраструктуры, обеспечивающие инновационную деятельность;
- общественные организации, их объединения, профессиональные саморегулируемые организации, защищающие интересы производителей и потребителей инновационной продукции.
2. Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков и (или) исполнителей инновационных программ и проектов, а также организаций, обслуживающих инновационный процесс и содействующих разработке, освоению производства и распространению инновационной продукции (товаров, услуг).
3. Деятельность субъектов инновационной деятельности регулируется национальным законодательством государств, на территории которых осуществляется указанная деятельность, международными договорами и соглашениями в рамках сотрудничества в области инновационной деятельности, международными, национальными техническими регламентами и стандартами, а также иными принятыми в рамках договорных обязательств правилами, требованиями и характеристиками, определяющими качество инновационной продукции (товаров, работ, услуг).
1. Объектами инновационной деятельности являются:
- результаты интеллектуальной деятельности, содержащие практическую информацию о свойствах, способах производства и области применения инновационной продукции (новшества, нововведения), ноу-хау, научно-техническая и другая полезная информация;
- объекты исключительных прав, связанные с созданием инновационной продукции;
- инновационные и инвестиционные проекты, программы, работы и услуги, связанные с созданием, освоением и распространением инновационной продукции (товаров, услуг);
- новые технологии, а также недвижимые и движимые вещи (имущество), технические изделия, оборудование, обладающие новыми потребительскими свойствами или техническими характеристиками;
- материальные и нематериальные финансовые активы, ценные бумаги инновационных предприятий.
2. Особенности гражданского оборота объектов инновационной деятельности определяются настоящим Законом, национальными законодательными и нормативно-правовыми актами, а также обычаями делового оборота, регулирующими отношения в области инновационной деятельности в государствах - участниках СНГ.
1. К инновационной деятельности относятся следующие виды деятельности:
1) изобретательская и рационализаторская деятельность, связанная с созданием новшеств, улучшением потребительских свойств и технических характеристик товаров (услуг) и (или) способов (технологий) их производства;
2) разработка, производство и распространение инновационной продукции;
3) внедрение новых идей и научных знаний в сфере управления обществом, способствующих улучшению социальных условий и качества жизни, развитию образования, охране природы, здоровья, обеспечению безопасности граждан;
4) выполнение проектных, изыскательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с созданием и освоением производства инновационной продукции (товаров, услуг);
5) инжиниринговая деятельность - комплекс работ и услуг, связанных с разработкой и реализацией инновационного проекта, осуществлением технологического переоснащения и подготовки производства, организацией сервисного сопровождения и обслуживания инновационного продукта;
6) патентоведческие исследования, оценочная деятельность и экспертиза, выполнение иных работ и услуг, связанных с коммерциализацией интеллектуальной собственности и передачей технологий;
7) информационное и консультационное обслуживание, подготовка кадров и персонала для обеспечения инновационной деятельности;
8) проведение маркетинговых исследований и осуществление мероприятий, связанных с организацией рынков сбыта инновационной продукции (товаров, услуг);
9) проведение испытаний, связанных с сертификацией и стандартизацией инновационной продукции (товаров, услуг);
10) пропаганда результатов инновационной деятельности и распространение научно-технической информации о достижениях в области инновационной деятельности;
11) организация и обслуживание биржевой деятельности, брокерская деятельность, связанная с осуществлением сделок в области трансфера (передачи) технологий;
12) осуществление инвестиционной и лизинговой деятельности, направленной на создание, производство и распространение новшеств и нововведений.
2. К инновационной деятельности могут относиться иные виды работ и услуг, связанные с инновационным предпринимательством, определяемые в соответствии с системой классификации видов экономической деятельности, иными национальными нормативными актами и международными стандартами.
1. Инновационная деятельность может осуществляться в любых институциональных и организационно-правовых формах, установленных в соответствии с нормами гражданского права государств - участников СНГ.
2. Инновационные организации могут быть: по видам деятельности - коммерческими (основанными на прибыли) и некоммерческими (бесприбыльными), по форме собственности - частными, публичными (государственными и муниципальными), смешанными (совместными) и иными в соответствии с национальным законодательством.
Инновационные организации могут быть созданы как в форме юридического лица (акционерные общества, хозяйственные товарищества, государственные корпорации и учреждения, автономные некоммерческие организации, фонды, ассоциации, некоммерческие партнерства), так и в форме кооперации без образования юридического лица (консорциумы, инновационные промышленные комплексы, технологические кластеры).
3. Институциональная и организационно-правовая форма инновационной деятельности не накладывает ограничения на виды деятельности юридического лица, за исключением видов деятельности, требующих специального разрешения (лицензирования).
1. В рамках инфраструктуры национальной инновационной системы в порядке, установленном национальным законодательством, могут создаваться специализированные формы организации и обеспечения инновационной деятельности:
1) инновационные корпорации, инновационные технологические центры, центры трансфера технологий;
2) консорциумы, инновационные промышленные комплексы (группы), технологические кластеры;
3) инновационные территориальные образования;
4) специализированные организации, обеспечивающие обслуживание инновационного предпринимательства (технопарки, бизнес-инкубаторы);
5) профессиональные саморегулируемые организации;
6) венчурные фонды и иные специализированные организации.