1. Субъекты туристской индустрии - юридические лица и граждане, оказывающие туристские услуги, - в целях консолидации и защиты своих прав и интересов, в целях саморегулирования своей деятельности могут образовывать хозяйственные или общественные (некоммерческие) объединения предприятий, которые являются юридическими лицами, либо без создания юридических лиц, или вступать в такие объединения (холдинги, торгово-промышленные палаты, ассоциации, гильдии) в установленном законом порядке.
2. Саморегулируемые организации, указанные в пункте 1, могут выполнять следующие функции:
- защищать интересы субъектов туристской индустрии;
- разрабатывать собственные стандарты туристской, гостиничной, экскурсионной и других видов деятельности в сфере туристской индустрии;
- выступать гарантом консолидированной финансовой ответственности членов саморегулируемой организации;
- разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления деятельности в сфере туристской индустрии;
- содействовать повышению уровня профессиональной подготовки работников и специалистов в сфере туризма;
- содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению в сфере туризма;
- участвовать в работе общественных организаций, объединений, координационных и иных советов.
3. Местные сообщества (органы местного самоуправления) имеют право сотрудничать при осуществлении своих полномочий в рамках действующего законодательства с другими местными сообществами, а также образовывать и (или) вступать в общественные организации, ассоциации в целях выполнения задач развития туризма и туристской индустрии на местном уровне.
4. Граждане в целях реализации и защиты своих прав и законных интересов, формирования общественного мнения в субъектах туристской индустрии, а также обеспечения иных прав в сфере туризма и совершения путешествий могут объединяться в общественные объединения (туристские клубы, ассоциации, федерации, гильдии), создавать иные некоммерческие организации в соответствии с действующим законодательством.
5. Общественные и некоммерческие организации в сфере туризма и туристской индустрии могут направлять свою деятельность:
- на представление и защиту интересов и прав граждан - потребителей туристского продукта и услуг, а также участников туристской деятельности и их работников;
- представительство в советах по туризму, общественных палатах, иных организациях;
- формирование и распространение информации о туристских ресурсах;
- подготовку предложений в органы государственного регулирования туризма, по развитию туризма, курортно-рекреационной сферы, охране туристских ресурсов, их сохранению и восстановлению, порядку использования;
- популяризацию туризма и содействие его развитию;
- разработку собственных стандартов туристского, гостиничного, экскурсионного и другого обслуживания, одобрение кодексов устоявшейся практики и правил профессиональной этики;
- разработку и внедрение собственных систем контроля качества туристских услуг и услуг предприятий туристской индустрии;
- совершенствование образовательных программ по профессиональному обучению в отрасли туризма, повышение уровня профессиональной подготовки работников и специалистов в отрасли туризма;
- проведение научных исследований в сфере туризма и туристской индустрии, маркетинговых и консалтинговых работ;
- ведение юридической защиты граждан и разрешение споров в сфере туризма (третейский суд);
- образование фондов поддержки и развития туризма, благотворительных фондов, консолидацию финансовых средств и направление их на решение задач развития и поддержки туризма, в том числе на поддержку социального туризма, а также на защиту финансовой ответственности их членов.
6. Общественные организации функционируют на принципах саморегулируемых организаций в отрасли туризма и взаимодействуют с государственными структурами и уполномоченным государственным органом по туризму.