1. Под средством размещения понимается имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг размещения (ночевки), - это гостиницы (отели), мотели, дома для приезжих, (молодежные) хостелы, городки и лагеря отдыха, дома отдыха, санатории, пансионаты, гостевые дома, квартиры для приезжих, мини-отели, клубы с размещением (таймшер), предприятия по размещению на дому, туристские базы, приюты. Средства размещения разделяются на коллективные и индивидуальные.
2. Клубы с размещением (таймшер) относятся к коллективным средствам размещения, правилами которых предусмотрены владение, пользование и распоряжение в рамках правил кондоминиума единицей (модулем, апартаментами) отдыха на основе предварительной оплаты на несколько лет вперед и с обязательной уплатой взносов на управление, периодичность отдыха не реже одного раза в год или два года, ограничение срока отдыха временным отрезком, обычно кратным неделе, с наличием комплекса туристского обслуживания, предоставляемого владельцу (члену клуба) бесплатно или на платной основе сообразно уставу клуба.
3. По договору оказания гостиничных услуг одна сторона - исполнитель (гостиница) обязуется по заданию другой стороны - потребителя (туриста, гостя, посетителя, постояльца, клиента) предоставить услуги размещения, а потребитель обязуется такие услуги оплатить.
4. Договор оказания гостиничных услуг является публичным договором. Гостиница обязана до заключения договора предоставить гостю необходимую и достоверную информацию о гостиничных услугах и об исполнителе, сведения о категории (классификации).
5. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах гостиницы, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация размещается в помещении, предназначенном для оформления проживания, в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке включает в себя:
- правила предоставления гостиничных услуг (услуг средств размещения), а также правила оказания услуг в индустрии гостеприимства и договорах присоединения;
- сведения об исполнителе и его реквизиты;
- свидетельство о присвоении гостинице соответствующей категории, если такая категория присваивалась;
- сведения о сертификации услуг, подлежащих обязательной сертификации (номер сертификата, срок его действия, сведения об органе, его выдавшем);
- сведения о номере лицензии, сроке ее действия, об органе, выдавшем лицензию, если данный вид деятельности подлежит лицензированию;
- извлечения из государственного стандарта, устанавливающего требования в области оказания услуг;
- стоимость номеров (места в номере);
- перечень услуг, входящих в стоимость номера (места в номере);
- перечень и прейскурант цен на дополнительные услуги, оказываемые за отдельную плату;
- сведения о форме и порядке оплаты услуг;
- предельный срок проживания в гостинице, если он установлен исполнителем;
- перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами;
- порядок проживания в гостинице;
- сведения о работе размещенных в гостинице предприятий общественного питания, торговли, связи, бытового обслуживания и других;
- сведения об органе по защите прав потребителей при местной администрации, если такой орган имеется.
6. Исполнитель обязан обеспечить наличие в каждом номере информации о порядке проживания в гостинице, о правилах противопожарной безопасности и правилах пользования электробытовыми приборами. Указанная информация должна доводиться до сведения потребителей на государственном языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на других языках.
7. Существенным условием договора оказания гостиничных услуг являются сведения о стоимости, составе и качестве услуг (категории номера), расчетном часе, времени (периоде) предоставления услуг и сроке договора.
8. Потребитель обязан оплатить предоставленные ему гостиничные услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре, а также соблюдать установленный исполнителем порядок проживания и правила противопожарной безопасности.
9. Гостиница отвечает перед гостями за невозможность оказания гостиничных услуг, возникшую в результате продажи (бронирования) услуг в количестве, превышающем реальное число номеров (мест) в гостинице, необходимых для их оказания (овер-букинг). В этом случае гостиница обязана за свой счет оказать услуги по размещению гостя в другой гостинице - аналогичной или более высокой категории (класса) и находящейся в этой же местности (районе), а также возместить гостю необходимые расходы по его переезду в новую гостиницу.
10. В случае отсутствия иных гостиниц в данной местности (районе) или отказа потребителя от договора на гостиничные услуги гостиница обязана возместить потребителю убытки, связанные с ненадлежащим исполнением договора, а также уплатить неустойку (штраф), определяемую по соглашению сторон, но не менее чем стоимость услуг по размещению за одни сутки.
11. Гостиница вправе отказаться от договора оказания гостиничных услуг в следующих случаях:
а) если состояние здоровья потребителя угрожает безопасности самого постояльца или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;
б) если потребитель отказывается оплатить гостиничные услуги в порядке и сроки, установленные договором;