Действующий

Модельный закон о туристской деятельности

Статья 1. Основные понятия, термины и определения


В настоящем Законе используются следующие понятия, термины и определения:

дестинация - место назначения туристского путешествия (туристской поездки, тура, экскурсии), место посещения (территория, местность, город, населенный пункт, туристский центр) гражданами, не проживающими постоянно в данной местности и не относящимися к категории местного населения;

договор на туристское обслуживание - соглашение между туроператором или турагентом и туристом по возмездному оказанию туристских услуг;

индустрия туризма (туристская индустрия, туристская отрасль) - отрасль экономики государства, включающая туризм как элемент социально-экономической сферы, в которую входят неотъемлемой совокупной частью предназначенные для организации досуга и в целях туризма индустрия всех видов перевозки туристов и их багажа, индустрия гостеприимства - размещение и питание туристов, индустрия услуг аттракций и иных услуг (санаторно-курортных, образовательных и других), индустрия туристско-экскурсионных и музейных услуг, посреднических и отдельных услуг туроператоров и турагентов, а также индустрия туристских услуг и работ, способствующих их потреблению, продажа товаров туристского ассортимента и сувениров;

коллективное средство размещения - имущественный комплекс (гостиница, мотель, отель, пансион, пансионат, гостевой дом, кемпинг, дом отдыха, санаторно-курортное учреждение, туристская база, клуб с проживанием и т.д.), отвечающий требованиям стандарта и сертификата, а в случаях, установленных законодательством, также классифицированный по категории (классу) в зависимости от уровня и ассортимента оказываемых услуг, в том числе питания, удобств, связи, других услуг, и имеющегося оборудования в соответствии с требованиями стандарта, находящийся под единым управлением и состоящий как минимум из 10 номеров;

комплексная (пакетированная) туристская услуга - упорядоченный программой и взаимоувязанный технологией оказания комплекс туристских типичных и нетипичных услуг (а также работ и товаров), в общем случае - тур, который оказывается или предлагается для оказания потребителю (туристу) за общую цену и включает в себя как минимум услуги по перевозке и услуги по размещению, а также иные туристские и отдельные услуги, включая трансфер, не связанные с перевозкой и размещением;

курорт - территория, обладающая природными лечебно-оздоровительными ресурсами, где расположены лечебные и оздоровительные учреждения, сооружения и иные объекты туристской индустрии курортов и инфраструктуры;

курортная деятельность - разновидность туристской деятельности, связанная с организацией использования природных лечебно-оздоровительных ресурсов, необходимых для пользования ими сооружений и оборудования (буровые скважины, бюветы, галереи, ванные, грязелечебницы, пляжи, климатические павильоны, аэросолярии и т.д.) и объектов туристской индустрии курортов (санатории, гостиницы, дома отдыха, пансионаты, спортивные и культурные объекты и т.д.) в целях профилактики заболеваний, лечения, реабилитации и оздоровления граждан;

объекты туристской индустрии - средства транспорта и транспортные предприятия (перевозчики), индивидуальные и коллективные средства размещения и предприятия питания, культуры, развлечения (аттракций) и спорта, медицинских и оздоровительных услуг курортной сферы, торговли, информационные ресурсы и информационные системы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий, а также иные материальные и нематериальные блага, имущество, имущественные комплексы (предприятия), результаты и продукты интеллектуальной деятельности и т.д., принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности, ином законном основании (по договору и т.д.) и используемые ими для производства и оказания комплексных и (или) отдельных туристских услуг, нетипичных туристских услуг, сопутствующих услуг и работ, производства и продажи товаров туристского ассортимента и потребления;

оказание (предоставление, поставка) туристских услуг - упорядоченный процесс формирования, производства, продвижения и маркетинга, распределения (бронирования, резервирования), продажи, доставки и исполнения отдельных, комплексных туристских услуг и туристского продукта туристам и (или) экскурсантам (в общем случае - потребителям), который регулируется мерами в форме законов, постановлений, правил, процедур, решений, административного действия или в любой другой форме. Регулирование применяется в отношении: а) резервирования, покупки, оплаты или использования услуги; б) доступа к услугам и использования услуг в связи с предоставлением услуги гражданам на правах широкого предложения; в) делового присутствия, включая коммерческое присутствие, субъектов туристской индустрии с целью поставки услуги на территории своего или другого государства;

организаторы туризма (заказчики услуг субъектов туристской индустрии) - юридические и физические лица, использующие услуги субъектов туристской индустрии, а также иные лица, заказывающие отдельные или комплексные услуги субъектов туристской индустрии с целью последующей передачи прав на их использование потребителям (посредники - туроператоры, турагенты, туристско-экскурсионные бюро, бюро путешествий и иные, например корпоративные, клиенты);

особая туристско-рекреационная экономическая зона - определяемая правительством государства часть его территории, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности в сфере туризма, туристской индустрии и туристской деятельности, охраны окружающей среды;

постоянное место жительства - обычное место (местность) жительства гражданина в течение срока, превышающего шесть месяцев подряд, а также все иные места и объекты данной местности, территории, города, туристские центры, систематически посещаемые данным лицом (место работы, учебы, отдыха и т.д.) и позволяющие отнести данного индивидуума к местному населению;

потребители туристских услуг (а также сопутствующих услуг, работ и товаров) субъектов туристской индустрии - туристы, экскурсанты, гости средств размещения, иные посетители дестинации, в том числе корпоративные заказчики, имеющие намерение заказать, заказывающие или использующие отдельные или комплексные услуги субъектов туристской индустрии исключительно для личных и общественных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности или извлечением дохода;

природные лечебные (курортные) ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, пригодные для лечения карстовые пещеры, море, леса, иные природные ресурсы, в целом лечебный климат, используемые в лечебных, профилактических, оздоровительных и реабилитационных целях;

продвижение услуг субъектов туристской индустрии - упорядоченный и целенаправленный комплекс мер и действий, осуществляемый субъектами туристской индустрии или по их заказу в целях активизации спроса на туристские услуги (работы, товары) субъектов туристской индустрии посредством локального или глобального информационного воздействия на общество и сегменты потенциального и (или) реального потребительского рынка туристского продукта в форме пропаганды образа жизни, способствующего потреблению услуг и туристского продукта, методами рекламы и (или) имиджевых акций, путем создания и функционирования информационных (туристско-информационных) центров, участия в специализированных выставках, ярмарках, создания телепрограмм, сериалов, публикации книг, каталогов, буклетов, создания интернет-порталов, распространения информации на электронных носителях, а также иное информационное воздействие на реального или потенциального заказчика или потребителя услуг, туристского продукта, прямо или опосредовано способствующее достижению поставленных целей;

реестр туризма - интегрированная база знаний, основанная на средствах и методах высоких информационных технологий, содержащая информацию о туристских ресурсах дестинации (региона, страны), природном и культурном наследии, банк данных о хозяйствующих субъектах туристской индустрии, статистические и аналитические данные мониторинга туристских ресурсов, индустрии туризма и туристской деятельности в дестинации (регионе, стране), управляемая уполномоченным органом по туризму;

субъекты туристской индустрии - физические или юридические лица, предоставляющие в установленном законодательством порядке прямые и косвенные (посреднические) туристские услуги, и исполнители этих услуг, осуществляющие деятельность по организации и оказанию комплексных и отдельных туристских услуг, выполнению сопутствующих услуг и работ, способствующих потреблению туристских услуг и продаже товаров туристского назначения на основе туристских ресурсов, с использованием способов, методов, объектов и средств, свойственных туристской индустрии;

таймшер - право владения на основе очередности в целях отдыха в течение определенного времени (более года) на определенный срок объектом недвижимости (квартиры, коттеджи, виллы, особняки и т.д.), которым можно пользоваться по своему усмотрению в рамках правил кондоминиума; клубный отдых в режиме разделенного времени в течение определенного периода каждого года, принимаемый за единицу измерения на рынке прав владения клубным отдыхом, обычно кратный неделе; клубный отдых в режиме реального времени в течение любого периода года, зависящий от стоимости приобретенного членства в клубе, оцениваемого в баллах или кредитных очках;

территория развития - любая территория, имеющая целевую привлекательность, обеспеченная (обладающая) необходимой и достаточной ресурсоемкостью (биосферного характера), отвечающая нормам и правилам жизнедеятельности человека и не содержащая каких-либо форм угрозы здоровью и жизни человека;

тур - организованная туристская поездка (туристское путешествие), совершаемая в целях туризма, в течение определенного срока, по определенному маршруту и целеопределенной программе, по единой цене, осуществляемая на плановой основе гражданином (гражданами) при содействии организатора (-ов) туризма (туроператора или турагента). Тур включает как минимум две туристские услуги: перевозку, размещение, а также другие туристско-экскурсионные услуги;

турагентская деятельность - посредническая деятельность по продвижению туристского продукта, оказанию информационно-консультационных услуг, а также посредническая деятельность по продаже туристского продукта конечному потребителю - туристу (туристам, корпоративным субъектам, представляющим их групповые интересы), осуществляемая организатором туризма - турагентом, туристским агентством, агентом, экскурсионным бюро, туристско-экскурсионным бюро, туристско-информационным центром в интересах, по поручению туроператора или по договору агентирования и за счет субъектов туристской индустрии в целях удовлетворения запросов потребителей. Турагент имеет право оказания (продажи) отдельных (не комплексных) туристских и сопутствующих услуг туристам и иным потребителям. Если таковое установлено законом, турагент действует на основании лицензии и под финансовую гарантию;

туризм - составная часть социально-экономической сферы государства, включающая свободные передвижения (туристские путешествия, туристские поездки, временные выезды) граждан и (или) их пребывание за пределами постоянного места жительства в течение периода, не превышающего установленного национальным законодательством срока, в лечебно-оздоровительных (санаторно-курортных), познавательных, религиозных (кроме религиозного обрядового паломничества), спортивных, профессионально-деловых и иных целях, отвечающих общественной морали и добропорядочности, но за исключением занятия в месте пребывания деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источника;

турист - гражданин, потребитель отдельных или комплексных туристских услуг и (или) туристского продукта, совершающий приготовления к туру (имеющий намерение его осуществить) или его осуществление и (или) пребывающий за пределами своего постоянного места жительства в течение периода, не превышающего шести месяцев подряд, в целях туризма, и осуществляющий в дестинации по крайней мере одну ночевку (ночующий посетитель) в коллективном, специализированном или индивидуальном средстве размещения, за исключением ночевки в любых транспортных средствах;

туристская деятельность - прямая или косвенная, посредническая деятельность в сфере туризма субъектов туристской индустрии по организации (формированию), продвижению, продаже и исполнению отдельных или комплексных туристских услуг и (или) туристского продукта;

туристский ваучер - документ, подтверждающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и факт их оплаты;

туристская экспертиза - всесторонний анализ привлекательности существующих и потенциальных туристско-рекреационных зон для выявления и определения направления рационального использования туристских ресурсов, туристских объектов, объектов природного и культурного наследия в целях обеспечения устойчивого развития туризма, популяризации и организации туристских потоков с оптимальной антропогенной нагрузкой, а также привлечения инвестиций в конкретный регион или особую туристско-рекреационную зону;

туристские ресурсы - совокупность природно-климатических, исторических, рекреационных, познавательных, социально-бытовых ресурсов, объектов природного и культурно-исторического наследия, иных объектов туристского интереса и показа, потенциально или реально способных удовлетворить духовные и интеллектуальные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил, поддержанию нормальной жизнедеятельности. К туристским ресурсам также относятся особо охраняемые природные территории, объекты культурного и природного наследия, а также лечебно-оздоровительные местности и курорты;