Сложность процесса унификации и гармонизации национальных законодательств обусловлена необходимостью учета норм международного права, обязательных для всех членов Содружества, правовых традиций и особенностей юридической техники в каждом государстве - участнике СНГ, необходимостью проработки значительного массива смежных законодательных актов, имеющих отношение к антитеррористической деятельности, различиями в структурно-функциональном построении и компетенции государственных органов, спецификой толкования правовых норм государств - участников СНГ.
Специалисты полагают, что развитие законодательства в области ограничения любых типов террористических преступлений будет идти по пути:
- создания унифицированных систем защиты мирового сообщества от террористических преступных посягательств, с фокусировкой на транснациональной организованной преступности, международном терроризме и экономической преступности как основе финансирования и функционирования национальных террористических организаций;
- выработки действенных механизмов координации совместных усилий государств с различными экономическими и правовыми укладами по борьбе с воплощенной в актах террора философией насилия;
- имплементации международных стандартов и норм в национальном законодательстве;
- всемерного способствования утверждению принципа неотвратимости наказания за преступления террористического характера при гарантировании соблюдения основных прав человека и защиты свобод личности.
Успешное осуществление этого подхода предполагает объединение усилий государств - участников СНГ и создание организационных механизмов, позволяющих ускорить работу по унификации и гармонизации национальных законодательств, согласовать действия государств по реализации законодательных предписаний, а также своевременно выявлять факторы, требующие законодательного реагирования.
Для этих целей необходимо:
- разработать единый понятийный аппарат, охватывающий все существенные аспекты террористической деятельности и способный быть основой для правотворческой и правоприменительной деятельности всех стран Содружества;
- создать единую методологическую основу правового регулирования борьбы с терроризмом, т.е. научно обоснованную систему требований к содержанию нормативно-правовых актов и критериев их эффективности;
- усовершенствовать механизмы экспертизы разрабатываемых законодательных актов и оценки эффективности уже действующих.
Существующие на данный момент принципы и программы безопасности носят преимущественно оборонительный характер. Для придания им упреждающего, наступательного характера необходимо:
- ориентироваться на подходы, позволяющие создать интеллектуальное и организационное превосходство и нейтрализовать возможность зарождения и развития угроз террористического характера;
- упростить порядок экстрадиции лиц, обвиняемых в причастности к терроризму;
- усилить государственный контроль над банковскими операциями;
- реализовать на международном уровне такие принципы борьбы с терроризмом, как неотвратимость ответственности за участие в террористических акциях и за содействие им; обязательность национальных мер по ликвидации террористических организаций; недопустимость использования форм и методов терроризма независимо от мотива и цели акции; недопустимость политических уступок террористам и "двойных стандартов" в отношении к террористам.
В целях совершенствования организационно-правовых механизмов и улучшения координации деятельности правоохранительных органов и специальных служб государств - участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными формами экстремизма следует:
- в соответствии с решениями государственных органов власти создать антитеррористические комиссии на общегосударственном, региональном (областном, местном) и ведомственном уровнях;
- осуществлять сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории государств - участников СНГ;
- законодательно закрепить положение о помощи со стороны средств массовой информации государств - участников СНГ органам, осуществляющим контртеррористические операции (в частности, установить, что при наличии у сотрудника средств массовой информации сведений или документальных материалов, которые могут служить вещественными доказательствами на суде по делам о преступлениях террористического характера либо могут быть использованы в интересах предупреждения, выявления и пресечения террористической деятельности, он обязан передать их в государственные органы, осуществляющие борьбу с терроризмом);
- законодательно закрепить единую систему мер контроля за операциями с денежными средствами или иным имуществом в целях пресечения финансирования террористической деятельности;
- разработать единую для государств - участников СНГ систему контроля гуманитарной и благотворительной помощи, поступающей из-за рубежа и, возможно, предназначенной для террористических и экстремистских организаций;
- разработать и внедрить эффективные механизмы розыска и выдачи лиц, совершивших или обоснованно подозреваемых в совершении преступлений террористического характера, а также передачи лиц, осужденных за преступления террористического характера, для отбывания наказания;
- подготовить, согласовать и ввести в действие единый перечень запрещенных на территории СНГ общественных и политических организаций, признанных причастными к деятельности террористического и экстремистского характера.
Для повышения эффективности борьбы с терроризмом, правильной юридической оценки всех аспектов рассматриваемого деяния с учетом степени его общественной опасности целесообразны:
1) установление уголовной ответственности за подобные деяния в законодательстве всех стран - участниц СНГ с понижением возраста уголовной ответственности до 14 лет;
2) установление ответственности за угрозу использования и использование не только радиоактивных, но и химических, бактериологических, токсичных материалов;
3) внесение в уголовное законодательство отдельной статьей состава преступления, связанного с нападением на объекты, где находятся предметы, представляющие повышенную опасность;