Действующий

Рекомендации по унификации и гармонизации национального законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом

3. Методологические основы унификации и гармонизации системы
правового регулирования в сфере противодействия терроризму на
пространстве государств - участников СНГ


Анализ полученного за последние годы опыта разработки, рассмотрения, принятия и применения ряда нормативно-правовых документов в сфере борьбы с терроризмом свидетельствует о наличии в этой области ряда существенных проблем.

Главными недостатками разрабатываемых правовых документов являются:

- нечеткость, неоднозначность и противоречивость используемых понятий и терминов, а также ряда положений;

- отсутствие облика целостной государственной системы противодействия терроризму;

- отсутствие эффективных механизмов организации и координации внутриведомственной, межведомственной и межгосударственной деятельности по комплексному противодействию терроризму, а также четкого разграничения полномочий и ответственности субъектов такой деятельности;

- несогласованность вводимых норм с нормами деятельности государственных органов в других сферах обеспечения безопасности и государственного управления.

Такое положение обусловлено отсутствием методологического обоснования базовой концепции этих законов. Для разработки эффективного закона требуется надлежащая методологическая база. Эта методологическая база должна обеспечивать адекватное научное представление сущности процессов и явлений в сфере противодействия терроризму с целью выработки обоснованных мероприятий по улучшению ситуации в государствах - участниках СНГ. Только на такой основе возможна разработка унифицированного пакета правовых документов в сфере противодействия терроризму.

Решение этой задачи требует привлечения имеющегося научного потенциала государств - участников СНГ.

В качестве первого шага в решении данной задачи следует рассмотреть методологический подход к гармонизации системы правового регулирования в сфере противодействия терроризму на пространстве государств - участников СНГ.

В основу данного подхода положены формируемые на базе современных научных знаний представления о государстве как сложной системе, о сущности явлений и процессов, происходящих в ней, а также о сущности правового регулирования.

Ключевые положения таких представлений или общих методологических основ гармонизации системы правового регулирования в рассматриваемой сфере деятельности состоят в следующем.

Исходя из существующей правовой базы можно определить основные понятия правового регулирования, в рамках которого выделяются три вида правовых полей:

- реальное, формируемое существующей правовой базой;

- оптимальное, наилучшее для сложившихся условий;

- субъективное, формируемое в сознании субъектов права.

В идеальном случае эти поля совпадают, в реальности они различаются. Процесс сближения (совмещения) правовых полей представляет суть гармонизации правового регулирования.

Основное содержание процесса гармонизации правового регулирования состоит в выполнении следующих этапов:

- определение оптимального (требуемого) правового поля;

- формирование обобщенных представлений у субъектов права об их идеальном поведении и оптимальном правовом поле;

- правовое закрепление оптимального правового поля;

- непрерывное выявление рассогласования между реальным, оптимальным и субъективным правовыми полями в целях устранения пробелов норм права, изменения границ реального правового поля (сужение, расширение) и изменения уровней стимулирования и наказания субъектов права за соблюдение и нарушение норм права.

Основные направления гармонизации правового регулирования определяются из необходимости регулирования различного рода деятельности, осуществляемой субъектами права. Эта деятельность направлена на противодействие носителям опасности в соответствии с различными фазами развития противоречий, возникающих в процессе существования страны и ее окружения.

Противоречия в своем развитии могут достигать различных фаз: различие, поляризация, столкновение, антагонизм и разрешение.

В соответствии с ними выделяются области правового регулирования:

- деятельности по предупреждению правонарушений;

- деятельности по предотвращению преступлений;

- деятельности по пресечению преступлений;

- деятельности по снижению тяжести последствий от преступлений.