Анализ полученного за последние годы опыта разработки, рассмотрения, принятия и применения ряда нормативно-правовых документов в сфере борьбы с терроризмом свидетельствует о наличии в этой области ряда существенных проблем.
Главными недостатками разрабатываемых правовых документов являются:
- нечеткость, неоднозначность и противоречивость используемых понятий и терминов, а также ряда положений;
- отсутствие облика целостной государственной системы противодействия терроризму;
- отсутствие эффективных механизмов организации и координации внутриведомственной, межведомственной и межгосударственной деятельности по комплексному противодействию терроризму, а также четкого разграничения полномочий и ответственности субъектов такой деятельности;
- несогласованность вводимых норм с нормами деятельности государственных органов в других сферах обеспечения безопасности и государственного управления.
Такое положение обусловлено отсутствием методологического обоснования базовой концепции этих законов. Для разработки эффективного закона требуется надлежащая методологическая база. Эта методологическая база должна обеспечивать адекватное научное представление сущности процессов и явлений в сфере противодействия терроризму с целью выработки обоснованных мероприятий по улучшению ситуации в государствах - участниках СНГ. Только на такой основе возможна разработка унифицированного пакета правовых документов в сфере противодействия терроризму.
Решение этой задачи требует привлечения имеющегося научного потенциала государств - участников СНГ.
В качестве первого шага в решении данной задачи следует рассмотреть методологический подход к гармонизации системы правового регулирования в сфере противодействия терроризму на пространстве государств - участников СНГ.
В основу данного подхода положены формируемые на базе современных научных знаний представления о государстве как сложной системе, о сущности явлений и процессов, происходящих в ней, а также о сущности правового регулирования.
Ключевые положения таких представлений или общих методологических основ гармонизации системы правового регулирования в рассматриваемой сфере деятельности состоят в следующем.
Исходя из существующей правовой базы можно определить основные понятия правового регулирования, в рамках которого выделяются три вида правовых полей:
- реальное, формируемое существующей правовой базой;
- оптимальное, наилучшее для сложившихся условий;
- субъективное, формируемое в сознании субъектов права.
В идеальном случае эти поля совпадают, в реальности они различаются. Процесс сближения (совмещения) правовых полей представляет суть гармонизации правового регулирования.
Основное содержание процесса гармонизации правового регулирования состоит в выполнении следующих этапов:
- определение оптимального (требуемого) правового поля;
- формирование обобщенных представлений у субъектов права об их идеальном поведении и оптимальном правовом поле;
- правовое закрепление оптимального правового поля;
- непрерывное выявление рассогласования между реальным, оптимальным и субъективным правовыми полями в целях устранения пробелов норм права, изменения границ реального правового поля (сужение, расширение) и изменения уровней стимулирования и наказания субъектов права за соблюдение и нарушение норм права.
Основные направления гармонизации правового регулирования определяются из необходимости регулирования различного рода деятельности, осуществляемой субъектами права. Эта деятельность направлена на противодействие носителям опасности в соответствии с различными фазами развития противоречий, возникающих в процессе существования страны и ее окружения.
Противоречия в своем развитии могут достигать различных фаз: различие, поляризация, столкновение, антагонизм и разрешение.
В соответствии с ними выделяются области правового регулирования:
- деятельности по предупреждению правонарушений;
- деятельности по предотвращению преступлений;
- деятельности по пресечению преступлений;
- деятельности по снижению тяжести последствий от преступлений.