Действующий

Рекомендации по унификации и гармонизации национального законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом

2. Принципы и правовые основания унификации и гармонизации
национального законодательства государств - участников СНГ в
сфере борьбы с терроризмом


Для достижения наиболее существенных результатов в борьбе с международным терроризмом необходимо сосредоточить усилия законодательных органов государств - участников СНГ на формировании целостной, упорядоченной и унифицированной правовой базы как основы эффективного взаимодействия правоохранительных органов и иных органов исполнительной власти.

В Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, одобренной Решением Совета глав государств - участников СНГ 26 августа 2005 года, указано, что целями и задачами такого сотрудничества являются выработка согласованных подходов государств - участников СНГ к вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом, совершенствование правовой базы сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом, развитие и гармонизация национального законодательства государств - участников СНГ с принципами и нормами международного права, усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества в условиях нарастающих угроз терроризма и экстремизма.

Унифицированное правовое регулирование является необходимым элементом общего процесса повышения эффективности борьбы с терроризмом.

Еще в Конвенции Лиги Наций о предупреждении и пресечении терроризма (1937 год) была предпринята попытка определения международного террористического акта как преступного поведения, направленного против государства, а также имеющего целью терроризировать отдельное лицо, группу лиц либо население целиком путем создания общей опасности.

Формулировка понятийного аппарата проблемы борьбы с терроризмом, разработка вопросов экстрадиции, разрешения межгосударственных споров, унификация механизмов борьбы с актами террора стали неотъемлемой заслугой разработчиков названной Конвенции. И хотя по ряду причин она так и не вступила в силу, заложенные в ней принципы были использованы при последующей разработке международных правовых норм о предупреждении, пресечении и ликвидации терроризма во всех его формах и проявлениях.

К числу международных нормативно-правовых актов антитеррористической направленности, на которых должно основываться национальное законодательство, прежде всего относятся договоры, заключенные в рамках ООН и ее специализированных учреждений:

Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 года;

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года;

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года;

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года;

Европейская конвенция о борьбе с терроризмом 1976 года;

Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года;

Конвенция о физической защите ядерного материала от 3 марта 1980 года;

Протокол 1988 года о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 года;

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года;

Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 года;

Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 года;

Резолюция Совета Безопасности ООН 51/210 о мерах по ликвидации международного терроризма 1996 года;

Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года;

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года;

Резолюция Совета Безопасности ООН N 1373 о борьбе с международным терроризмом от 28 сентября 2001 года.

Кроме того, существенным вкладом в формирование национальных правовых основ антитеррористической деятельности стала законодательная база государств - участников СНГ. Основными документами СНГ, в которых регулируются вопросы антитеррористической деятельности, являются:

Устав СНГ, принятый Решением Совета глав государств СНГ от 22 января 1993 года;

Концепция охраны границ государств - участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество, от 26 мая 1995 года;

Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 года;

Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года;

Решение Совета глав государств СНГ от 25 января 2000 года о противодействии международному терроризму в свете итогов Стамбульского саммита ОБСЕ;

Решение Совета глав государств СНГ об Антитеррористическом центре государств - участников СНГ от 1 декабря 2000 года.