Для достижения наиболее существенных результатов в борьбе с международным терроризмом необходимо сосредоточить усилия законодательных органов государств - участников СНГ на формировании целостной, упорядоченной и унифицированной правовой базы как основы эффективного взаимодействия правоохранительных органов и иных органов исполнительной власти.
В Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, одобренной Решением Совета глав государств - участников СНГ 26 августа 2005 года, указано, что целями и задачами такого сотрудничества являются выработка согласованных подходов государств - участников СНГ к вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом, совершенствование правовой базы сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом, развитие и гармонизация национального законодательства государств - участников СНГ с принципами и нормами международного права, усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества в условиях нарастающих угроз терроризма и экстремизма.
Унифицированное правовое регулирование является необходимым элементом общего процесса повышения эффективности борьбы с терроризмом.
Еще в Конвенции Лиги Наций о предупреждении и пресечении терроризма (1937 год) была предпринята попытка определения международного террористического акта как преступного поведения, направленного против государства, а также имеющего целью терроризировать отдельное лицо, группу лиц либо население целиком путем создания общей опасности.
Формулировка понятийного аппарата проблемы борьбы с терроризмом, разработка вопросов экстрадиции, разрешения межгосударственных споров, унификация механизмов борьбы с актами террора стали неотъемлемой заслугой разработчиков названной Конвенции. И хотя по ряду причин она так и не вступила в силу, заложенные в ней принципы были использованы при последующей разработке международных правовых норм о предупреждении, пресечении и ликвидации терроризма во всех его формах и проявлениях.
К числу международных нормативно-правовых актов антитеррористической направленности, на которых должно основываться национальное законодательство, прежде всего относятся договоры, заключенные в рамках ООН и ее специализированных учреждений:
Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 года;
Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года;
Европейская конвенция о борьбе с терроризмом 1976 года;
Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года;
Конвенция о физической защите ядерного материала от 3 марта 1980 года;
Протокол 1988 года о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 года;
Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 года;
Резолюция Совета Безопасности ООН 51/210 о мерах по ликвидации международного терроризма 1996 года;
Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года;
Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года;
Кроме того, существенным вкладом в формирование национальных правовых основ антитеррористической деятельности стала законодательная база государств - участников СНГ. Основными документами СНГ, в которых регулируются вопросы антитеррористической деятельности, являются:
Устав СНГ, принятый Решением Совета глав государств СНГ от 22 января 1993 года;
Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года;
Решение Совета глав государств СНГ от 25 января 2000 года о противодействии международному терроризму в свете итогов Стамбульского саммита ОБСЕ;
Решение Совета глав государств СНГ об Антитеррористическом центре государств - участников СНГ от 1 декабря 2000 года.