Под унификацией, как правило, понимают сближение, приведение к единообразию, тогда как под гармонизацией - достижение согласия, благоприятного, взаимодополняющего сочетания частей в целом.
Применительно к законотворческой деятельности под унификацией следует понимать такое состояние законодательств разных государств в той или иной сфере и соответствующие мероприятия по их корректировке, при которых их структура, состав и отдельные положения приводятся к одному и тому же виду. Унифицировать в полном объеме законодательства разных стран не представляется возможным в силу различных причин, имеющих политические, социально-экономические, исторические, географические, культурные и прочие корни. Так, даже в СССР не было единого уголовного кодекса, а действовали Основы уголовного законодательства, которые использовались для разработки уголовных кодексов союзных республик с учетом их специфики.
Гармонизацию законодательств следует считать более общим процессом по отношению к их унификации, так как одним из методов гармонизации может оказаться унификация. С точки зрения существа и содержания мер по сближению законодательств разных государств меры по гармонизации требуют системной проработки общих целей государств, объединенных в те или иные межгосударственные образования, и учета интереса государств в этих объединениях. Это касается и задачи сближения законодательств государств - участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом. Несмотря на то что разработка мер по гармонизации законодательств государств - участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом представляется более сложной задачей, чем просто их унификация, данное направление более перспективно и плодотворно.
Под законодательством государств - участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом понимаются прежде всего законы о борьбе с терроризмом соответствующих государств, а также принимаемые в их развитие подзаконные акты. В первую очередь этот блок законодательных актов рассматривался и использовался для подготовки данных рекомендаций.
В расширительном толковании к законодательству о борьбе с терроризмом относятся положения уголовных кодексов государств - участников СНГ (в части составов преступлений, относимых к террористическим), законов о противодействии финансированию терроризма, законов о противодействии политическому и религиозному экстремизму, законов о борьбе с организованной преступностью, законов о противодействии незаконному обороту наркотиков и психотропных средств и проч. Данные блоки законодательства государств - участников СНГ также требуют сближения, в том числе в связи с задачами совместного противодействия террористическим угрозам, поэтому ряд предложений в настоящих Рекомендациях касается этих законов, в первую очередь - уголовных кодексов.