Действующий

Рекомендации по унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

VI. Рекомендации по механизмам определения крупного и
особо крупного размеров наркотических средств и
психотропных веществ для целей уголовных законов
государств - участников СНГ


Серьезной проблемой, создающей препятствия для эффективной борьбы с наркопреступностью и требующей незамедлительного решения, является отсутствие единого подхода к порядку (механизму) определения размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовных законов государств - участников СНГ, а также определение органа государственной власти, уполномоченного устанавливать эти размеры.

В правоприменительной практике могут возникнуть определенные сложности при оказании правовой помощи по уголовным делам в связи с тем, что уголовное законодательство государств - участников СНГ по-разному определяет количество наркотика, незаконные действия с которым могут повлечь за собой уголовную ответственность.

Так, уголовные кодексы ряда государств устанавливают уголовную ответственность за незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозку или пересылку наркотиков без цели сбыта вне зависимости от их размера (например, статья 217 УК Республики Молдова). В то же время уголовное законодательство других государств, в частности Республики Казахстан (статья 259) и Российской Федерации (статья 228), криминализирует приобретение и хранение наркотических средств без цели сбыта только в том случае, если эти деяния были совершены в крупном размере.

В Азербайджанской Республике, Грузии, Республике Казахстан, Туркменистане, Республике Узбекистан и Украине для квалификации преступлений установлены небольшой, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ, а в Республике Армения, Республике Беларусь и Кыргызской Республике - небольшой и крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ. В Республике Таджикистан для наркотических средств и психотропных веществ установлены мелкий, небольшой, крупный и особо крупный размеры.

При этом, как правило, в большинстве государств - участников СНГ установлены четкие размеры для каждого наркотика, обнаруженного в незаконном обороте, - в приложениях к уголовным кодексам или национальным законам о наркотических средствах и психотропных веществах либо в нормативных правовых актах правительства или специально уполномоченных государственных органов.

Так, в приложении к Уголовному кодексу Республики Таджикистан установлены мелкий, небольшой, крупный и особо крупный размеры наркотиков, обнаруженных в незаконном обороте.

В приложении к Закону Республики Казахстан "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими" содержится сводная таблица отнесения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, обнаруженных в незаконном обороте, к небольшим, крупным и особо крупным размерам.

В Грузии небольшой, крупный и особо крупный размеры также определены в соответствующем законе. При этом изменения в данный Закон могут вноситься по представлению Министерства труда, здравоохранения и социальной защиты, согласованному с Министерством внутренних дел Грузии.

В то же время уголовными кодексами Республики Узбекистан и Украины установлено, что крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ определяются заключением соответствующего государственного органа и, соответственно, специально уполномоченным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Так, по данному вопросу издан приказ Министерства здравоохранения Украины от 1 июля 2000 года N 188.

В Кыргызской Республике небольшой и крупный размеры наркотиков определены в приказе Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков от 4 мая 2000 года N 3.

В Российской Федерации в статье 228 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 5 января 2006 года N 11-ФЗ "О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"" установлены понятия крупного и особо крупного размеров наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Согласно примечанию к статье 228 Уголовного кодекса Российской Федерации крупный и особо крупный размеры для каждого вида наркотических средств, психотропных веществ устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом крупный и особо крупный размеры аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствуют крупному и особо крупному размерам наркотических средств и психотропных веществ, аналогами которых они являются. Крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 года N 76.

Государства - участники СНГ должны стремиться к унификации законодательных положений относительно установления размеров наркотических средств и психотропных веществ, обнаруженных в незаконном обороте, определения единых (общих) размеров для целей уголовных законов государств - участников СНГ. При этом в ходе подготовки нормативных правовых актов, касающихся механизма определения размеров наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, предлагается внести в законодательные акты государств - участников СНГ изменения, предусматривающие, что размеры наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов утверждаются законами или правительством государства по представлению уполномоченных государственных органов и подлежат официальному опубликованию.