Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года (статья 12), наряду с иными антинаркотическими конвенциями, является правовой основой для принятия на международном и национальном уровнях мер по предотвращению утечки прекурсоров, в том числе таких мер, как классификация в качестве уголовных преступлений некоторых деяний и контроль в отношении веществ, включенных в таблицу I и таблицу II указанной конвенции. В настоящее время данные таблицы включают 22 вещества, находящиеся под контролем в соответствии с положениями Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Анализ национальных законов о наркотических средствах и психотропных веществах показал, что не все меры, предусмотренные Конвенцией ООН 1988 года, нашли отражение в законах государств - участников СНГ.
Так, в Законе Республики Казахстан "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими" обороту прекурсоров посвящена статья 23, которая предусматривает, что оборот прекурсоров регулируется указанным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также устанавливает, что в случае, когда имеются доказательства предназначения прекурсоров для незаконного изготовления наркотических средств и психотропных веществ, на прекурсоры незамедлительно накладывается арест до принятия решения судом. При этом указанной статьей установлен запрет на оптовую продажу прекурсоров юридическим лицам, осуществляющим розничную продажу прекурсоров; хранение прекурсоров в количествах, превышающих производственные нужды юридического лица.
В законах Республики Молдова "Об обороте наркотических, психотропных веществ и прекурсоров" (статья 39) и Кыргызской Республики "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах" (статья 26) определено, что оборот прекурсоров осуществляется в порядке, установленном для законного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с законами Грузии "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и наркотической помощи" (статья 11) и Азербайджанской Республики "О борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров" (статья 5) правила оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ определяются нормативными правовыми актами соответствующих (уполномоченных) государственных органов.
Согласно Закону Туркменистана "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту" (статья 21) порядок оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ регулируется указанным законом и иными нормативными правовыми актами Туркменистана.
В Федеральном законе Российской Федерации "О наркотических средствах и психотропных веществах" (статья 30) также предусмотрены лишь общие положения о контроле за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, согласно которым:
- оборот прекурсоров осуществляется на основании данного закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
- юридические лица могут приобретать и использовать в собственном производстве прекурсоры при наличии лицензии на указанный вид деятельности в количествах, которые не превышают производственных нужд;
- федеральные органы исполнительной власти и специально уполномоченные органы, выдающие разрешения на ввоз (вывоз) прекурсоров, могут отказать в выдаче указанных разрешений, если существуют достаточные основания полагать, что прекурсоры предназначены для незаконного изготовления наркотиков;
- при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется количество прекурсоров, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена приказом руководителя юридического лица; указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи, порядок их ведения и хранения устанавливается Правительством Российской Федерации;
- юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, обязаны информировать органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и иные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, о каждом случае, когда количество купленного или заказанного прекурсора превышает производственные нужды, о неоднократных случаях таких покупок или заказов;
- в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что один из прекурсоров предназначен для незаконного изготовления наркотиков, уполномоченные государственные органы вправе приостанавливать деятельность юридических лиц, связанную с оборотом указанного прекурсора, на срок до трех месяцев.
В части, касающейся уголовно-правового аспекта незаконного оборота прекурсоров наркотиков, необходимо отметить отсутствие единого подхода к нарушениям правил оборота прекурсоров в государствах - участниках СНГ. Так, Уголовные кодексы Республики Беларусь (статья 330) и Кыргызской Республики (статья 251) предусматривают уголовную ответственность за нарушение правил оборота прекурсоров. В то же время статья 228.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил оборота веществ, используемых при изготовлении наркотических средств и психотропных веществ.
Уголовные кодексы Грузии (статья 260), Республики Казахстан (статья 263), Республики Молдова (статья 217) и Республики Таджикистан (статьи 200 и 201) устанавливают уголовную ответственность за незаконный оборот прекурсоров. Также статья 217 Уголовного кодекса Республики Молдова предусматривает уголовную ответственность за обладание прекурсорами.
Вместе с тем Уголовный кодекс Республики Узбекистан не предусматривает уголовной ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом прекурсоров.
Кроме того, уголовными кодексами ряда государств - участников СНГ предусмотрено несколько составов преступлений, в которых прекурсоры фигурируют как предмет преступления. Так, Уголовным кодексом Украины предусмотрена уголовная ответственность за контрабанду прекурсоров (статья 305), незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозку и пересылку прекурсоров (статья 311), хищение, присвоение, вымогательство прекурсоров (статья 312) и т.д. Вместе с тем Уголовный кодекс Украины (статья 305) выделяет в отдельный состав легализацию денежных средств, вырученных от незаконного оборота прекурсоров. Уголовный кодекс Республики Таджикистан признает уголовно наказуемым деянием вовлечение в потребление прекурсоров (статья 203) и организацию или содержание притонов для потребления прекурсоров (статья 205).
С учетом требований международных антинаркотических конвенций и руководящих принципов для использования национальными органами в деятельности по предотвращению утечки прекурсоров и основных химических веществ представляется целесообразным законодательно закрепить следующие положения:
- о создании и поддержке системы мониторинга международной торговли прекурсорами;
- об изъятии прекурсоров, если имеются достаточные основания полагать, что они предназначены для незаконного использования;
- об уведомлении других государств о подозрительных сделках (обстоятельствах сделок) с прекурсорами;
- об установлении (введении) лицензирования оборота отдельных видов прекурсоров, в первую очередь прекурсоров стимуляторов амфетаминового ряда, перечисленных в таблице I Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года;
- о требованиях к маркировке и документации, а также регистрации импортируемых и экспортируемых грузов, содержащих прекурсоры;
- об установлении уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом прекурсоров наркотиков.