Анализ законодательства государств - участников СНГ о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах, а также о противодействии их незаконному обороту показывает, что в ряде государств помимо национальных списков существуют списки (перечни) сильнодействующих веществ (Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Украина), утвержденные приказами (решениями) уполномоченных государственных органов в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ или в области здравоохранения, а иногда и протокольными решениями экспертных комиссий при органах государственной власти. При этом в некоторых из указанных государств отсутствуют законы об обороте сильнодействующих веществ, но вместе с тем за их незаконный оборот установлена административная и уголовная ответственность. Кроме того, часть веществ, отнесенных в этих государствах к сильнодействующим, в соответствии с международными конвенциями признается психотропными веществами и прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ.
Так, в Российской Федерации отдельные психотропные вещества, содержащиеся в списках конвенций, не были включены в указанный национальный перечень, а вошли в списки сильнодействующих и ядовитых веществ Постоянного комитета по контролю наркотиков (далее - список СДВ). Из 122 сильнодействующих веществ списка СДВ 56 входят в списки Конвенции о психотропных веществах 1971 года, а семь веществ - в списки Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Соответственно, меры контроля, установленные Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", не распространяются на эту категорию веществ и их оборот регулируется ведомственными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Таким образом, возникает коллизия норм международного права и законодательства Российской Федерации.
Другой аспект правового регулирования оборота сильнодействующих веществ: статья 234 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за незаконный оборот сильнодействующих веществ, в то время как собственного закона, регулирующего оборот таких веществ, нет.
Кроме того, список СДВ, составленный Постоянным комитетом по контролю наркотиков, в отличие от национального перечня, не утвержден Правительством Российской Федерации, что порождает в правоприменительной практике значительные проблемы.
В Кыргызской Республике приказом Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков от 4 мая 2000 года N 3 утвержден Список сильнодействующих веществ, подлежащих национальному контролю. Указанным списком к сильнодействующим веществам отнесено 39 веществ, при этом отдельные вещества (пиперидин, псевдоэфедрин, этиловый эфир и другие) включены в списки Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Украины от 7 июля 2004 года в список сильнодействующих лекарственных средств включены отдельные психотропные вещества (этхлорвинол, секобарбитал и другие).
Государствам - участникам СНГ необходимо привести национальные списки (перечни) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в соответствие с конвенциями ООН 1971 и 1988 годов, включив все упомянутые в конвенциях как психотропные вещества или прекурсоры, значащиеся в этих государствах в качестве сильнодействующих, в соответствующие национальные списки. В отношении других сильнодействующих веществ, после их оценки компетентными (уполномоченными) государственными органами на предмет степени воздействия на организм человека и распространенности в незаконном обороте, в случае необходимости следует также принять решение о включении их в соответствующие списки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.