Недействующий

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусматривает внесение изменений в ряд федеральных законов, которые направлены на приведение положений указанных федеральных законов в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации, вступившим силу с 30 декабря 2004 года.

Предлагаемые законопроектом изменения и дополнения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы являются результатом анализа правоприменительной практики, обобщения выявленных правовых коллизий, а также проведенного анализа норм указанных федеральных законов на предмет противоречий между ними. Анализ статей федеральных законов показал также необходимость внесения в них некоторых редакционных поправок с тем, чтобы ликвидировать неточности изложения норм закона и возможность их неоднозначного толкования.

В связи с тем, что Градостроительный кодекс Российской Федерации предусмотрел иные виды градостроительной документации по сравнению с существовавшими ранее, соответствующие изменения вносятся в Закон Российской Федерации от 14.01.93 N4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", Федеральный закон от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Предусмотренные законопроектом изменения в Федеральный закон от 17.11.95 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" направлены на исключение положений, не соответствующих Градостроительному кодексу Российской Федерации. Так, исключаются нормы, предусматривающие обязательность разработки проектной документации на основании архитектурно-планировочного задания. Это связано с тем, что согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация готовится в соответствии с градостроительным планом земельного участка. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" подготовка проектной документации осуществлялась на основании архитектурно-планировочного задания только до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка. В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840 указанная форма утверждена.

Исключаются нормы, определяющие понятия "застройщик", "разрешение на строительство" в связи с тем, что данные положения урегулированы в Градостроительном кодексе Российской Федерации. Иные изменения в Федеральный закон "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" направлены на приведение норм закона в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривают введение возможности лица, заинтересованного в предоставлении ему земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключить договор с органами местного самоуправления поселения или городского округа о подготовке документации по планировке территории либо о внесении изменений в документацию по планировке территории.

Необходимость введения такой нормы обусловлена тем, что в настоящее время органы местного самоуправления, как правило, испытывают затруднения в части разработки документации по планировке территории, в том числе из-за нехватки денежных средств.

Предлагаемые законопроектом изменения позволяют решить проблему отсутствия утвержденной документации по планировке. При этом законопроектом гарантируется возмещение затрат лицу, с которым заключен договор о разработке документации по планировке, в случае если по результатам проведения торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению земельных участков для строительства такое лицо не будет признано победителем торгов.

Согласно законопроекту существенным условием договора купли-продажи или аренды земельного участка, заключаемого с победителем торгов (конкурсов, аукционов), является обязанность победителя возместить лицу, с которым был заключен договор о подготовке документации по планировке территории, затраты на подготовку такой документации. При этом размер подлежащих возмещению затрат, а также сроки выплаты средств на возмещение затрат должны быть указаны в извещении о проведении торгов (конкурсов, аукционов).

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части уточнения процедуры предоставления земельных участков для строительства. Необходимость внесения таких изменений связана с тем, что согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации развитие территории, в том числе путем застройки территории, должно осуществляться в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории.

Так, законопроектом предусматривается, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории. При отсутствии документов по планировке территории предоставление таких земельных участков для строительства может осуществляться в соответствии с проектом границ земельного участка в случаях, указанных в Земельном кодексе Российской Федерации. Законопроектом также уточняются случаи предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования места размещения объекта, устанавливается четкая и прозрачная процедура предоставления земельных участков для строительства по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления и в случае поступления заявления о предоставлении земельного участка в соответствующий орган, уточняется процедура выбора земельного участка.

В части изменения порядка предоставления находящихся в государственной собственности земельных участков гражданам и юридическим лицам по их обращениям с предварительным согласованием места размещения объекта предлагается исключить "посредническую функцию" органов государственной власти и реализовать принцип "одного окна", при котором во всех случаях, предусматривающих выбор земельного участка, заявители обращаются непосредственно в органы местного самоуправления.

Проведение процедур согласования выбора земельного участка для строительства с соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления осуществляется только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Кроме того, законопроект конкретизирует состав документации по выбору земельного участка.

Изменения, предлагаемые законопроектом в статьи 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривают дополнение перечня вопросов местного значения поселений и городских округов полномочиями по принятию решений о развитии застроенных территорий. Указанные изменения необходимы в связи с принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому полномочия органов местного самоуправления поселения и городского округа в области градостроительной деятельности дополнены полномочиями по принятию решений о развитии застроенных территорий.

Законопроектом предусмотрены также изменения в Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в части уточнения положения о том, что перевод земель или земельных участков из одной категории в другую не допускается в случае несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и правилам землепользования и застройки, а не документации по планировке территории. Это связано с тем, что согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации именно правилами землепользования и застройки, а не документацией по планировке территории определяется назначение земельных участков.

Предусмотренные законопроектом изменения в Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" направлены на перенос даты вступления в силу предусмотренного Градостроительным кодексом Российской Федерации запрета на подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования с 1 января 2008 года на 1 января 2010 года. Указанное изменение связано с тем, что во многих муниципальных образованиях до сих пор не приняты документы территориального планирования, и их отсутствие может привести к затягиванию сроков подготовки документации по планировке территории, а следовательно, и сроков предоставления земельных участков.

Согласно законопроекту положения о предоставлении земельных участков в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории вступают в силу с 1 января 2008 года. Это обусловлено тем, что требуется время для подготовки органами местного самоуправления соответствующей документации по планировке территории.




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка