Основополагающий принцип Стратегии развития металлургического комплекса России - кардинальное повышение конкурентоспособности продукции и производств путем широкого и ускоренного внедрения инноваций, направленных на ресурсо- и энергосбережение, снижение негативного влияния на окружающую среду, повышение конкурентоспособности в результате активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, этот принцип обуславливает следующие направления решения системной проблемы:
повышение технико-экономического уровня производства за счет реконструкции, модернизации и нового строительства;
расширение производства на территории России металлопродукции с высокой степенью готовности;
снижение удельных расходов сырьевых, топливно-энергетических и трудовых ресурсов на производство металлопродукции;
совершенствование структуры экспортных поставок в направлении повышения доли продукции глубокой переработки;
развитие импортозамещающих производств;
расширение объемов геологоразведочных работ на сырье для нужд металлургии, особенно на хром, марганец, титан, вольфрам, рений и германий;
предоставление прав на недропользование с учетом прогнозов производства и потребления минерально-сырьевых ресурсов металлургической отраслью России, соблюдения интересов национальной безопасности;
более широкое вовлечение в переработку нетрадиционных видов минерального сырья, а также техногенного сырья и отходов;
расширение производства и применения железорудного сырья повышенной глубины переработки - металлизованных брикетов;
улучшение экологических характеристик действующих производств путем:
- внедрения экологически безопасных технологий в основном и попутных производствах;
- снижения выхода отходов и удельных выбросов вредных веществ в воздушный и водный бассейны;
- совершенствования стационарных пылеулавливающих установок и водоочистных сооружений с использованием для этой цели новых технологических средств и материалов;
- повышения объемов и эффективности переработки отходов производства, включая создание и отработку экономически приемлемых технологий;
- создания автоматизированных систем контроля за состоянием окружающей среды;
привлечение к деятельности производственных структур центров субконтрактинга и аутсорсинга, способствующее загрузке производственных мощностей предприятий России, привлечению иностранных партнеров и инвестиций, поставщиков оборудования и т.д., обеспечивающих реальную связь между крупными, средними и малыми предприятиями;
обеспечение предприятий высококвалифицированными кадрами, в частности, за счет более широкого привлечения новых специалистов и переподготовки работающих;
Реализация "Стратегии..." сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. К таким рискам можно отнести:
макроэкономические риски, связанные с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризиса банковской системы, возникновения бюджетного дефицита. По-прежнему важным фактором для развития комплекса продолжает оставаться уровень мировых цен на металлопродукцию, энергоносители, транспортные перевозки. Неблагоприятное изменение мировой конъюнктуры в этих сегментах рынка может привести не столько к снижению объемов производства, сколько к сокращению инвестиций в инфраструктурные проекты (одним из возможных источников инвестиций в инфраструктурные проекты является инвестиционный бюджетный фонд, размер которого напрямую зависит от конъюнктуры цен на мировых рынках энергоносителей).
операционные риски, связанные с недостаточной технической и нормативной правовой поддержкой "Стратегии....". Эффективное и динамичное развитие металлургической промышленности, конкурентоспособность российских предприятий во многом будут зависеть от создания благоприятного правового и экономического климата для инновационного развития.
К неблагоприятным факторам относится отсутствие ряда основополагающих документов, не позволяющих повысить надежность и обоснованность запланированных результатов:
стратегии территориального развития России на долгосрочную перспективу - в первую очередь, перспективной схемы размещения производительных сил;
долгосрочного прогноза социально-экономического развития, определяющего темпы роста ВВП, динамику развития основных металлопотребляющих отраслей;
стратегии развития внешней торговли России, разработанной с учетом состояния мировой экономической конъюнктуры, оценки конкурентных преимуществ России на мировом рынке, объемов экспорта и импорта, их структуры, степени интеграции России в международное экономическое пространство;
основных положений демографической и миграционной политики Российской Федерации;
детализированного баланса металлопродукции, как основного инструмента выявления диспропорций в процессе прогнозирования и установления равновесия между спросом на металлопродукцию и ее предложением. Использование указанного инструмента до сих пор не является системным, охватывающим все необходимые уровни (в частности, региональный уровень);
предоставления в России участков недр полезных ископаемых прямым или аффилированным с ними конкурентам российских предприятий, которые смогут вывозить сырьевые ресурсы для производства металлопродукции, конкурирующей с российской на внешнем и внутреннем рынках;