17. Управление осуществляет свою деятельность по следующим специальным направлениям, связанным с контролем соблюдения законности в таможенном деле:
1) обеспечение реализации права физических и юридических лиц на досудебное обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела;
2) контроль соблюдения законности при принятии таможенными органами и их должностными лицами решений, совершении ими действий (бездействия) при осуществлении ими функций в сфере таможенного дела;
3) организация и методическое руководство деятельностью таможенных органов по осуществлению контроля за законностью и обоснованностью решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела.
18. Для осуществления указанного направления деятельности Управление выполняет следующие специальные функции:
1) проверяет в связи с жалобами лиц и протестами прокуроров законность и обоснованность решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела; подготавливает проекты решений по жалобам и протестам на указанные решения, действия (бездействие);
2) проверяет в порядке ведомственного контроля законность и обоснованность решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела, а также решений, принятых в порядке ведомственного контроля; подготавливает проекты решений об отмене (изменении) неправомерных решений таможенных органов и их должностных лиц;
3) осуществляет методическое руководство и организацию работы структурных подразделений центрального аппарата ФТС России по осуществлению ведомственного контроля деятельности таможенных органов;
4) согласовывает подготовленные структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России проекты решений об отмене или изменении не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации решений таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела;
5) проводит проверку организации работы по контролю за соблюдением законности в таможенных органах, законности и обоснованности решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела;
6) осуществляет анализ состояния законности в таможенных органах и обобщение практики применения ими законодательства в сфере таможенного дела; выявляет причины и условия, способствующие совершению нарушений, принимает меры, направленные на их устранение; подготавливает (в том числе совместно с заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России) проекты нормативных правовых актов ФТС России, обзоры, информационные письма и рекомендации по вопросам контроля соблюдения законодательства в сфере таможенного дела и правоприменительной практики;
7) информирует физических и юридических лиц о порядке ведомственного обжалования, а также о практике рассмотрения таможенными органами жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела.
19. Для осуществления специальных функций Управление имеет право:
1) истребовать из таможенных органов в связи с жалобами лиц, протестами прокуроров, при осуществлении ведомственного контроля документы и сведения, касающиеся принятия таможенными органами и их должностными лицами решений, совершения действий или бездействия в сфере таможенного дела;
2) запрашивать в иных структурных подразделениях центрального аппарата ФТС России документы, заключения и другие сведения, необходимые для подготовки и принятия решений по жалобам лиц и протестам прокуроров на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела;
3) при проведении проверок в таможенных органах:
а) знакомиться с журналами регистрации входящих документов, журналами регистрации результатов рассмотрения жалоб и протестов на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела, делами по жалобам и протестам прокуроров на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела, перепиской подразделений таможенных органов по вопросам таможенного дела с физическими и юридическими лицами, материалами по принятию решений в порядке ведомственного контроля;
б) получать объяснения от должностных лиц таможенных органов о причинах и обстоятельствах принятия решений, совершения действий (бездействия) в сфере таможенного дела, вынесения решений по жалобам и протестам прокуроров на такие решения, действия (бездействие);
4) инициировать в соответствии с установленным порядком проведение служебных проверок по фактам ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностными лицами таможенных органов;
5) отменять или изменять в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации решения в сфере таможенного дела, а также принимать необходимые меры в отношении неправомерных действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
6) запрашивать сведения в государственных органах, предприятиях, учреждениях и иных организациях (в том числе посредством обращения в их структурные подразделения), а также готовить ответы на поступающие от них запросы по вопросам контроля соблюдения законодательства в сфере таможенного дела.
20. Заместитель начальника Управления, курирующий вопросы контроля соблюдения законности, обладает правом принимать от имени ФТС России решения по жалобам лиц и протестам прокуроров на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела, решения в порядке ведомственного контроля об отмене или изменении не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации решений в сфере таможенного дела, а также принимать необходимые меры в отношении неправомерных действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.
21. В случае отсутствия заместителя начальника Управления, курирующего вопросы контроля соблюдения законности, решения по жалобам и протестам прокуроров на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела, а также решения в порядке ведомственного контроля принимают должностные лица, уполномоченные на это руководителем ФТС России.