ПОЛОЖЕНИЕ
о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или пресечения такого террористического акта
1. Настоящее Положение определяет порядок применения оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или пресечения такого террористического акта.
2. Оружие и боевая техника Вооруженных Сил Российской Федерации применяются:
а) в случае нарушения правил использования воздушного пространства Российской Федерации:
если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин - для пресечения полета воздушного судна путем принуждения к посадке;
если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы - для пресечения полета воздушного судна путем уничтожения;
б) в случае наличия достоверной информации о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и возникновения реальной опасности гибели людей либо наступления экологической катастрофы (при условии, что были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки) - для пресечения полета воздушного судна путем его уничтожения.
3. Меры по устранению угрозы террористического акта в воздушной среде или по пресечению такого террористического акта принимают войска (силы) видов (родов войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, привлекаемые к выполнению задач по противовоздушной обороне.
Применение оружия и боевой техники осуществляется на основе принципа соразмерности применяемых мер степени террористической опасности, а также других принципов противодействия терроризму, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии терроризму".
4. Угроза совершения террористического акта определяется на основании информации, поступающей от оперативных органов единой системы организации воздушного движения, о нарушении воздушным судном правил использования воздушного пространства Российской Федерации, а также сведений, поступающих от дежурных средств радиолокационной разведки радиотехнических войск объединений Военно-воздушных сил, других средств разведки (в том числе визуальной), о воздушном судне, выполняющем полет в воздушном пространстве Российской Федерации с нарушением установленных правил, в том числе приближающемся к границе запретной зоны (зоны ограничений полетов) над объектами без специального разрешения, или о внезапном его обнаружении в воздушном пространстве запретной зоны.
5. В случае если воздушное судно нарушает правила использования воздушного пространства Российской Федерации, экипажу воздушного судна передаются принятые в международной практике радиокоманды наземных пунктов управления и (или) радиокоманды, визуальные сигналы, подаваемые поднятыми на перехват летательными аппаратами Вооруженных Сил Российской Федерации с дистанции, обеспечивающей их гарантированное наблюдение.
В случае если воздушное судно не реагирует на указанные радиокоманды и визуальные сигналы или отказывается им подчиниться без объяснения причин, данное воздушное судно принуждается к посадке летательными аппаратами Вооруженных Сил Российской Федерации путем применения оружия.
В случае если воздушное судно не подчиняется требованиям об осуществлении посадки и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, в том числе при возникновении непосредственной угрозы воздушного нападения на объекты Российской Федерации, подлежащие прикрытию Вооруженными Силами Российской Федерации, применяются оружие и боевая техника для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.
При отсутствии реальной опасности гибели людей и (или) наступления экологической катастрофы оружие и боевая техника на поражение не применяются.
6. При применении в отношении воздушного судна оружия и боевой техники на поражение:
а) экипаж летательного аппарата Вооруженных Сил Российской Федерации перед применением оружия на поражение предупреждает об этом экипаж воздушного судна путем подачи радиокоманд и визуальных сигналов, а имеющий стрелково-пушечное вооружение (при наличии условий) - путем ведения предупредительного огня. Решение об открытии предупредительного огня принимает командир экипажа летательного аппарата Вооруженных Сил Российской Федерации, о чем немедленно докладывает на командный пункт;
б) при отсутствии возможности применения летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации применяется оружие наземных (корабельных) средств противовоздушной обороны. Предупреждение о применении оружия в отношении воздушного судна осуществляется с использованием средств радиосвязи;
в) применение оружия и боевой техники прекращается при выполнении экипажем воздушного судна подаваемых ему радиокоманд, визуальных сигналов и (или) команд, подаваемых путем ведения летательными аппаратами Вооруженных Сил Российской Федерации предупредительного огня;
г) оружие и боевая техника могут применяться в отношении воздушного судна на поражение без предупреждения, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы (при условии, что были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки).
7. Достоверность информации о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна определяется должностными лицами в порядке, устанавливаемом Министерством обороны Российской Федерации совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
8. При применении оружия и боевой техники в отношении воздушного судна принимаются необходимые меры:
по обеспечению безопасности полетов при перехвате воздушного судна, по недопущению нарушения летательными аппаратами Вооруженных Сил Российской Федерации воздушного пространства сопредельных государств и попадания средств поражения (ракет, снарядов и т.д.) на территории сопредельных государств;
по исключению поражения других воздушных судов, недопущению гибели людей, находящихся в этом районе, и (или) наступления экологической катастрофы в результате применения оружия и боевой техники.
9. Порядок принятия решения о применении оружия и боевой техники для целей, предусмотренных настоящим Положением, и должностные лица, принимающие такое решение, определяются Министром обороны Российской Федерации.