Недействующий

О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон
"О государственной социальной помощи"



Необходимость принятия данного законопроекта вызвана тем, что в настоящее время существует определённая правовая коллизия.

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" (далее Федеральный закон) направлен на уточнение набора социальных услуг, предоставляемых инвалидам, ветеранам боевых действий и гражданам иных категорий, которым в соответствии с законодательством оказывается государственная социальная помощь.

Указанный набор социальных услуг установлен частью 1 статьи 6.2. Федерального закона и включает в себя следующие социальные услуги:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Фактически в двух пунктах части 1 статьи 6.2. Федерального закона перечислены четыре социальные услуги, а именно:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь;

2) предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение;

3) бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;

4) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте.

Частью 3 статьи 6.3. Федерального закона установлено, что гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения: от всего набора социальных услуг или от какой-либо одной из двух услуг - от дополнительной медицинской помощи вместе с предоставлением путёвки или от бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте вместе с бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При отказе от первой социальной услуги гражданину выплачивается в соответствии с частью 1 статьи 6.5 Федерального закона ежемесячно 424 рубля, а при отказе от второй услуги - 53 рубля.

Многие граждане, которым в соответствии с Федеральным законом предоставляется социальная помощь и которые в силу различных обстоятельств хотели бы отказаться от части социальных услуг, сталкиваются с трудностями, обусловленными тем, что в Федеральном законе различные по содержанию социальные услуги объединены в одну услугу. Например, инвалид, который не пользуется санаторно-курортным лечением и хотел бы отказаться от услуги по предоставлению ему путёвки, а полученные за это деньги использовать для приобретения лекарств, сможет отказаться от этой услуги только вместе с отказом от дополнительной бесплатной медицинской помощи. А дополнительная медицинская помощь зачастую этому человеку жизненно необходима и отказаться от нее он не может. То же самое и с бесплатным проездом: отказаться от бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно человек, который не ездит в санаторий, может только вместе с отказом от бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте.

Такое положение дел вызывает справедливые нарекания со стороны граждан, которые имеют право на получение государственной социальной помощи. Объединение разных по содержанию социальных услуг в одну не имеет никакого объективного обоснования. Практическое применение норм Федерального закона, устанавливающих набор социальных услуг и предусматривающих возможность частичного отказа от этих услуг и предусматривающих возможность частичного отказа от этих услуг, приводит к тому, что одни граждане при отказе от ненужной им социальной услуги вынуждены отказываться и от другой, которая им нужна, а другие граждане, пользуясь одной услугой, не могут отказаться от другой, которой они фактически не пользуются, поскольку отказаться можно только от обеих услуг вместе.

В законопроекте предлагается внести изменения в Федеральный закон и разделить не связанные друг с другом социальные услуги. В части 1 статьи 6.2. Федерального закона предлагается установить следующий набор социальных услуг:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), осуществляемая в соответствии с законодательством об обязательном страховании;

2) предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании, с бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности 3 степени, и дети инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица;

3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте.

Фактически весь набор социальных услуг, установленных Федеральным законом, остаётся, но этот набор упорядочен и различные по содержанию социальные услуги указаны отдельно. В пункте 2 статьи 6.2 Федерального закона предлагается объединить две взаимосвязанные услуги - предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

В часть 3 статьи 6.3 Федерального закона предлагается внести изменения, уточняющие варианты частичного отказа от предоставляемых услуг. Предлагается установить, что допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения любой социальной услуги из набора социальных услуг и отказ от получения двух любых социальных услуг из набора социальных услуг, предусмотренных пунктами 1-3 части 1 статьи 6.2 Федерального закона.

Предлагается также внести изменения в статью 6.5 Федерального закона. Общую сумму в 477 рублей, направляемую ежемесячно на оплату предоставления гражданам набора социальных услуг, предлагается разделить следующим образом:

324 рубля - на оплату социальной услуги по оказанию бесплатной медицинской помощи;

100 рублей - на оплату социальной услуги по предоставлению путёвки на санаторно-курортное лечение с бесплатным проездом к месту лечения и обратно;

53 рубля - на оплату социальной услуги по бесплатному проезду на пригородном железнодорожном транспорте.

Реализация предложенного законопроекта позволит более полно и качественно обеспечить реализацию гражданами установленных Федеральным законом прав на получение государственной социальной помощи.

Депутату Государственной Думы

С.И.Шаврину


Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

На N ШСИ-0312 от 6 декабря 2006 года